Разрешить запрещенное

Недавно сменивший министерство-координатора инвестиционный фонд скоро изменит и правила своей работы. Новое положение, расширяющее его возможности, уже внесено в правительство

Перед Новым годом Минрегионразвития внесло в правительство новое положение об инвестфонде, рассказал «Ведомостям» сотрудник министерства: изменения приводят положение в соответствие с новым Бюджетным кодексом. Кроме того, необходимо решить ряд организационных проблем, которые проявились в работе фонда за два года его существования.

Например, по новому положению инвестфонд можно будет использовать для выкупа земли для госнужд, что раньше было невозможно, рассказал чиновник: изменения потребовались в связи с «многокилометровыми» проектами Минтранса. Выкуп действительно нельзя было финансировать из инвестфонда, отмечает директор Института региональной политики Булат Столяров: было непонятно, чья это обязанность. Так, в новом проекте по строительству Московской областной автодороги только на выкуп земли, по расчетам Росавтодора, потребуется около 40 млрд руб.

Инвестфонду хотят предоставить право выкупать землю, чтобы подстраховать олимпийскую госкорпорацию, считает партнер ФБК Игорь Николаев: на случай, если денег для резервирования земли в Сочи не будет хватать.

Еще одно новое направление – инвестфонд сможет давать субсидии регионам и муниципалитетам на условиях софинансирования для строительства местной инфраструктуры. Раньше средства инвестфонда тратились только на федеральные нужды. Кроме того, деньги можно будет направить в региональные инвестфонды в порядке, который должно определить правительство.

Это подстегнет развитие региональной инфраструктуры, поможет осуществить ряд проектов, например, в сфере ЖКХ и энергетических проектов, радуется начальник департамента экономики Тверской области Валерий Сидоренко, но порог проекта, при достижении которого регион может претендовать на деньги инвестфонда, не снизится: проектов дороже 5 млрд руб. (минимальное требование для получения денег) в регионах практически нет.

Региональные проекты не должны финансироваться из федерального инвестфонда, замечает Николаев: для коммунальной инфраструктуры и поддержки местных инициатив есть Банк развития и Фонд реформирования ЖКХ. Проекты, которые финансирует инвестфонд, автоматически подхватывает Банк развития, привлекая в регион частные инвестиции, говорит источник, близкий к ВЭБу.

Новое положение вводит понятие «комплексного объекта» – это проект, который реализуют несколько исполнителей и у которого есть единый государственный координатор. В качестве последнего может выступать администрация региона.

Нельзя будет финансировать проекты одновременно из государственного и частного источников, говорит чиновник Минрегиона. «Это изменение может существенно отразиться на уже сформированных проектах и потребовать серьезной переработки финансовых схем», – опасается партнер «Вегас-лекс» Альберт Еганян. Сейчас долевая модель предусмотрена для двух проектов – транспортная инфраструктура Читы и железная дорога Кызыл – Курагино. Но переделывать схему принципиально не придется, уверяет чиновник, проекты разделят на две части: государственную и частную, каждый из инвесторов будет отвечать за свою.

Сейчас из 13 проектов, которые должны получить деньги из инвестфонда, открыто финансирование лишь по двум – транспортная инфраструктура Читинской области и комплексное освоение Нижнего Приангарья, рассказал источник, близкий к Минрегиону. В 2006 г. инвестфонд должен был выделить на проекты 69,7 млрд руб., но почти вся сумма была перенесена на этот год. В 2007 г. инвестфонд готов профинансировать 180 млрд руб.