Не надо бояться Иэна Макьюэна

Джо Райт стал самым молодым в истории режиссером, чей фильм открывал Венецианский кинофестиваль. Это было как раз «Искупление»

Похоже, Райт любит постоянство. И проявляется оно не только в выборе актрис – здесь режиссер верен Кире Найтли, которая снялась в обеих его полнометражных картинах, а также в новом рекламном ролике для «Шанель». Пока что Райт верен и жанру – его визитной карточкой стали экранизации знаменитых романов. Первым была «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, теперь – «Искупление» Иэна Макьюэна.

– Чем обусловлен ваш интерес к этим романам?

– Обе книги отражают жизненный опыт. Я в детстве страдал дислексией, но с благоговением относился к литературе. Хотя не думаю, что она имеет абсолютную власть над интеллектом. Книга – это иллюзия, все ее события происходят в вашей голове. И режиссер способен выражать подсознательное героев не хуже, чем это делает писатель. Зачастую, когда занимаешься экранизацией, стоит отбросить текст. Но «Искупление» не тот случай. Этот роман оказал на меня поэтическое, почти метафизическое воздействие, я не хотел отступать от него. Мы листали страницу за страницей, принимая во внимание каждую деталь сюжета и стиля. Например, в фильме есть долгий эпизод на побережье Дюнкерка, в романе он также занимает несколько страниц. Его режиссерское решение – все снято одним планом и длится непрерывно – вдохновлено приемами Макьюэна.

– Какие чувства вы хотели пробудить у публики?

– Я не стремился властвовать над ее эмоциями. Наоборот, хотел, чтобы каждый зритель соотнес с фильмом личный опыт – свои воспоминания, истории из жизни. Когда моего отца, владельца кукольного театра, спрашивали, участвуют ли зрители в спектакле, он говорил: «Это зависит от их воображения». Никогда не нужно недооценивать аудиторию. Зритель часто оказывается умнее автора. Нужно предоставить ему пространство для собственных мыслей, чувств и оценок, а не навязывать их. Как правило, американские картины не дают такой возможности и делают все за зрителя.

– В чем вы видите главный смысл романа?

– В том, что нужно жить в настоящем времени. Осознанно проживать каждый миг, так как он может оказаться судьбоносным и для тебя, и для других. Невероятно трудная задача, я сам этому учусь.

– Как вы работали с актерами, и в частности с Кирой Найтли, которая снималась у вас в «Гордости и предубеждении»?

– Тогда она была еще ребенком. С тех пор Кира сильно повзрослела – как актриса и человек. И продолжает расти. Внутри нее словно находится нравственный компас – она точно чувствует, что правильно, а что нет. Как и я, Кира руководствуется интуицией, а уже потом анализирует то, что ей подсказывают чувства. Ромола Гараи, наоборот, отталкивается от интеллекта, а 13-летняя Сирша Ронан поразила меня тем, что играла на основе чистого воображения, – в жизни она не имеет ничего общего со своей героиней. И конечно же, я восхищаюсь Ванессой Редгрейв. Это выдающаяся личность, общаясь с которой, ты сам начинаешь развиваться, а не чувствуешь себя мелким и ограниченным. Единственное, что я ненавижу в актерах, – это когда они конкурируют друг с другом. Считаю, что соревновательный дух мешает работать и уничтожает креативность. Кира, например, очень компанейский человек, всегда поддерживающий других. В этом тоже причина ее успеха.

– А с Макьюэном вы консультировались?

– Я боялся встречаться с ним, потому что страшно неуверен в себе, в собственных познаниях. Макьюэн – непревзойденный писатель, гордость современной Британии. Думал, он просто меня пошлет и ему будет смешно, что какой-то сопляк берется за его произведение. Но он сразу понял, что я пришел за советом, поучиться у него. И оказался очень любезным и внимательным.