Инвестиции: Внешние угрозы росту


Глобальная экономика может вступить в фазу рецессии. Замедление экономического роста в США спровоцировано финансовыми проблемами – начиная с падения на фондовом рынке стоимости акций и заканчивая фиксацией массированных убытков по операциям со злосчастными производными инструментами по ипотечным кредитам. Импульсы экономического спада в Новом Свете будут распространяться на Старый Свет и растекаться по растущим экономикам, связанным с этими центрами экспортно-импортными внешнеторговыми связями и перетоками капитала.

Дело усугубляется избытком международной ликвидности, которая в поисках относительно безопасных убежищ импульсивно, рывками перетекает из одного сегмента рынка в другой, везде вызывая скачки и падения цен на биржевые товары от нефти до акций высокотехнологических компаний. Формируется ранее не виданный глобальный феномен – международная стагфляция; чем она и будет отличаться от ранее известных, национальных, какие имели место в 1980-е гг.

Глобальные риски

Как обычно, ситуация неоднозначна. Основные российские экспортные товары в условиях мирового спада начнут терять в цене, это создает существенные риски для развития нашей экономики.

Издержки добычи нефти и газа в России выше, чем у наших основных конкурентов. Их конкурентоспособность ограничена. В предстоящие три-четыре года наша экономика не будет пополняться денежными потоками от поставок энергоресурсов на экспорт в том же объеме, что и в предшествующий пятилетний период. Соответственно, компании, добывающие углеводородное сырье, снизят инвестиционную активность. Федеральный бюджет недополучит сотни миллиардов рублей экспортных таможенных сборов, региональные бюджеты – иные налоговые поступления.

Спад на фондовых рынках Нью-Йорка и Лондона в 2007 г. вызвал отток средств зарубежных инвесторов и с рынков акций третьих стран, таких как Россия. Иностранные инвесторы поэтапно и последовательно выводят средства с развивающихся рынков, и этот процесс продолжается и в 2008 г. Динамика российского рынка ценных бумаг определяется глобальными тенденциями даже в большей степени, чем диктуется данными о доле иностранных инвесторов в операциях с ценными бумагами (сегодня это около 50% всех операций), поскольку российские игроки ведут сделки во многом на кредитные деньги, получаемые от международных банков. Возможно, будут работать и компенсирующие факторы, поскольку несколько замедлится инфляционный рост цен в силу снижения темпа роста денежной массы из-за сокращения притока иностранной валюты, обмениваемой на рубли.

Все это грозит привести к замедлению роста капиталовложений, так как внутренние корпоративные и государственные инвестиционные ресурсы будут явно недостаточными. Вместе с тем российской экономике жизненно необходимы массированные инфраструктурные вливания капитала. Недокапитализировано практически все – от дорог и жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики до коммерческих банков. Долговое финансирование может служить лишь дополнением к прямым капиталовложениям. А именно их не хватает.

Население нашей страны традиционно имеет большую склонность к потреблению, чем к накоплению. Высокий курс рубля также стимулирует импорт товаров, как потребительских, так и капитальных. Казалось бы, в таких условиях приток капиталовложений из-за рубежа должен быть гарантированно высоким. Частично такие ожидания оправдались в 2007 г. Иностранные инвестиции составили более $90 млрд. Это неплохие цифры, но масштаб инвестиций явно недостаточен. Неоднократно уже говорилось, что не в одном, а в целом ряде секторов российской экономики мы нуждаемся во вложении средств в каждый из них в объеме $100–150 млрд в ближайшие пять лет. Однако и этого мало для обеспечения стабильного экономического роста. Необходим еще более быстрый рост накопления, как внутреннего, так и за счет иностранных источников. В условиях глобальной рецессии он может оказаться заблокированным.

Собственные риски

В причинах и природе этих препятствий для инвестиций необходимо разобраться подробнее. Обычно этот анализ ведется в терминах оценки национальных российских рисков для инвесторов.

Потенциальные инвесторы постоянно ведут мониторинг проблем и сравнение страновых условий, сопоставляя рынки Китая, Индии, Бразилии, Аргентины, России.

Политические риски в результате парламентских и президентских выборов 2007–2008 гг. будут с высокой вероятностью сведены к минимуму. Инвесторов привлекает политическая стабильность. Если, конечно, инвестиционное сообщество не придет к выводу, что попытки перераспределять собственность и «нагибать» (Шварцман) предпринимателей в действительности не есть частные случаи, а все же являются правительственной установкой.

Юридическая защищенность собственности, честное судебное рассмотрение хозяйственных проблем – без этого невозможно снижение юридических рисков. Сегодня же их считают неприемлемо высокими. Склонность большинства россиян либо тратить деньги на текущее потребление, либо приобретать недвижимое имущество (земельные участки, квартиры и т. п.), но не доверять сбережения банкам и другим финансовым институтам, не покупать акции или облигации частных и государственных компаний – это оценка населением высоких институциональных рисков в России. Предпринимательский сектор не пользуется достаточным доверием.

Вместе с тем растущий российский рынок сам по себе является огромным преимуществом и привлекательным национальным ресурсом. Однако этот ресурс недостаточно качественный. Рынок разбалансирован и не обладает необходимой юридической и институциональной инфраструктурой.

Попытки подменить укрепление рынка мерами государственного ограничения сферы его действия явно бесперспективны. Если рынок несовершенен, то это не повод к урезанию его влияния, это несовершенство должно устраняться развитием институтов и отношений рыночной конкуренции.

Сегодняшний рынок скорее олигополистичен. Ограничено число игроков, предприниматели склонны к картельным сговорам. Государственные власти, федеральные и региональные, эти сговоры скорее поощряют и готовы бороться с чужаками, не допускать их на рынок под ура-патриотическими лозунгами экополитической безопасности. При этом подтягивание к решению этих задач административного ресурса таможенных и налоговых органов еще в большей степени подрывает доверие потенциальных инвесторов к российскому рынку. Все это зачастую грозит простым увеличением коррупции. Если решения по снижению рисков не будут выработаны в ближайшие год-два, то Россия может столкнуться с потерей даже сегодняшнего уровня инвестиционной привлекательности.

Снижение рисков

Масштабное движение по созданию государственных корпораций на первый взгляд должно решать прежде всего именно проблему недостаточности капиталовложений. Простое сложение под контролем назначенного государством менеджмента активов ряда предприятий может теоретически дать эффект масштаба в виде более эффективного управления увеличенным ресурсом. Плюс к этому наращивание капитала госкорпорации за счет бюджетных средств – и инвестиции могут быть увеличены. Однако не стоит забывать, что, во-первых, это чистое перераспределение, а не дополнительное вовлечение финансовых средств на цели инвестиций, а во-вторых, одновременное выведение этих корпораций из сферы рыночной конкуренции, снятие для них априори проблем и угроз банкротства резко снижает стимулы для рационального использования финансовых ресурсов.

Ухудшение международной экономической конъюнктуры грозит российской экономике снижением темпов экономического роста из-за потери темпа роста капиталовложений. Не допустить этого, предотвратить спад экономики и последующее обострение социальных проблем России вполне по силам. Но с этой целью необходимо предпринимать целенаправленные действия по понижению политических, юридических и институциональных рисков для отечественных и зарубежных инвесторов в нашей стране. Необходимо улучшать качественные параметры российского рынка. На этой основе российская экономика наряду с целым рядом экономик новой волны – Китая, Индии, латиноамериканских стран – может укрепить свою конкурентоспособность и свой потенциал развития.