СФМ будет делать дженерики на заказ

Новосибирская «Саентифик фьючер менеджмент» разработала технологию модификации фармацевтических субстанций электронно-лучевым методом

Другой способ. Виктория Соколова

директор департамента маркетинговых исследований RMBC. «Большинство компаний, когда заканчивается период защиты, сами создают первый дженерик и, опередив конкурентов, успевают занять не меньше четверти рынка».

ООО «Саентифик фьючер менеджмент»

создано для управления инновационными проектами. По данным компании, акционеры – совладелец «Урса банка» Андрей Бекарев и предприниматель Андрей Артамонов. Контролирует Сибирский центр фармакологии и биотехнологий, выпускающий в Новосибирске инновационный препарат тромбовазим.

Управляющая компания «Саентифик фьючер менеджмент» (СФМ) завершает оформление земельного участка в баварском Обернбурге под строительство завода по модификации фармацевтических субстанций. Директор департамента иностранных инвестиций минэкономики Баварии Маркус Виттманн подтвердил, что под этот проект российская компания учредила в Обернбурге фирму NanoPharm Technologies. По словам директора управляющей компании Андрея Артамонова, акционеры СФМ, которые вложат в создание завода 10 млн евро, рассчитывают окупить вложения максимум через два года. Предприятие должно начать работу до конца 2008 г.

При бомбардировке вещества электронами в электронно-лучевой трубке его молекулярная структура незначительно меняется, но сохраняются его фармацевтические свойства и добавляются новые, рассказал Артамонов о технологии, которую СФМ применит на баварском заводе.

После модификации производитель может получить новый патент на преобразованное фармацевтическое средство и конкуренты в течение срока действия патента не смогут выпускать дженерики, поясняет Артамонов. «Модифицированная субстанция сохраняет все признаки первоначальной и дополняется несколькими другими. Поэтому даже с истечением срока защиты патента на изначальный препарат конкуренты не могут его копировать – его признаки находятся под защитой нового патента», – добавляет партнер компании Baker & McKenzie Евгений Ариевич. По словам руководителя департамента маркетинговых исследований «Фармэксперта» Давида Мелик-Гусейнова, сейчас крупные зарубежные компании нередко проводят модификацию оригинальных препаратов собственными силами. Менеджер по корпоративным коммуникациям германской Schering Юлия Светова знает о проекте NanoPharm Technologies. «Schering постоянно инвестирует в инновации и с истечением патентной защиты на препараты сразу вводит новые, поэтому дженерики не являются для нас острой проблемой, – утверждает Светова. – Но некоторые фармпроизводители испытывают дефицит средств на разработку и клинические испытания новых препаратов».

По информации Ариевича, средний срок действия патента в Европе и России составляет 20 лет. В ближайшие годы истечение сроков патентной защиты станет основной проблемой для производителей оригинальных препаратов, прогнозирует гендиректор DSM Group Александр Кузин: «На рынок выводится гораздо меньше новых фармсредств, чем пять лет назад, проходить клинические испытания становится все сложнее. Поэтому участники рынка готовы будут платить немалые деньги за продление патента на имеющиеся бренды». Он говорит, что крупным мировым фармпроизводителям вывод на рынок оригинального препарата обходится в среднем в $1 млрд, а затраты времени могут исчисляться десятками лет. Минимальную емкость рынка инновационного продления патентной защиты фармпрепаратов DSM Group оценила в $5 млрд в год.

Артамонов утверждает, что NanoPharm Technologies станет первым в мире специализированным на фарммодификациях заводом. Ни один из опрошенных «Ведомостями» экспертов не знает аналогичных производств.