Глобалист: Не либерал и был


К Дмитрию Медведеву уже довольно прочно прикрепился ярлык либерала.

Честно говоря, я никогда не мог ни сам понять, ни добиться от тех, кто тиражирует этот расхожий штамп, в чем состоят признаки «либеральности» Медведева. Обычно приводят единственный убойный аргумент – в отличие от большинства представителей путинского клана Медведев – не чекист, не служил в КГБ. Довольно сомнительный критерий. Скорее он свидетельствует о том, насколько сильно Россия завязла на «чекистском крюке», раз уж любого, кто не связан со спецслужбами, автоматически зачисляют в либералы.

Между тем ровно ничего либерального в Дмитрии Медведеве нет. Если кто сомневается – давайте вспомним. Помните российское вмешательство в президентские выборы на Украине в 2004 г.? Не будем давать эмоциональных эпитетов той истории, но именно Медведев был ее «архитектором», лично курировал и координировал российскую политическую линию по отношению к этой кампании.

Один из протеже Медведева, его бывший однокашник Николай Винниченко, был назначен главой Федеральной службы судебных приставов (ФССП) в ноябре 2004 г. – аккурат за месяц до аукциона по «Юганскнефтегазу». В последующие годы ФССП продолжала заниматься отъемом и распродажей остатков ЮКОСа. Другой бывший однокашник Медведева, Антон Иванов, возглавивший Высший арбитражный суд, в 2006 г. заявил «Ведомостям», что налоговые претензии к ЮКОСу «вполне укладываются в рамки европейского права».

За те два года, что Медведев руководил администрацией президента, в России были отменены выборы губернаторов и выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам, ужесточено законодательство о политических партиях, принят закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ограничивший конституционное право граждан на свободу собраний. Все эти предложения разрабатывались и продвигались администрацией президента.

Став вице-премьером, ответственным за здравоохранение и образование, Медведев мог сделать выбор в пользу реанимации идеи системных реформ в этих сферах. Но он предпочел несистемные финансовые подачки в виде нацпроектов.

А говорят, Медведев либерал.

Просто спрос на позитивные новости настолько силен, а продавцы хороших новостей так ловко научились разогревать рынок (как говорит один мой знакомый инвестбанкир, все аналитики превратились в salespeople), что сегодня многие поспешили удариться в оптимизм по поводу того, какой «ренессанс либерализма» ждет Россию при президенте Медведеве, не задумываясь, а как же все обстоит на самом деле.

Ничего такого нас не ждет. Эйфория по поводу либерализма г-на Медведева неуместна. Если в 1990-е у нас был «шок без терапии», а при Путине – «авторитаризм без модернизации», то теперь нас, возможно, ждет реставрация влияния ельцинской семьи, но уже без демократии и реформ.