Душевное равновесие: Неглавный герой
Александр Иванович работал в страховой компании. Работа ему нравилась – и больше всего тем, что, будучи руководителем отдела, даже целого направления, он всегда был на виду. Каждый его успех – а он умел подать дело таким образом, что любое рядовое событие выглядело крупным успехом, – отмечался начальством. Не то чтобы его часто поощряли материально, но в разговорах он выглядел надеждой компании. Когда несколько лет назад стало понятно, что компания переориентируется на другое направление, он вовремя успел сменить отдел и опять стал важным и определяющим успех компании менеджером.
А тут появился конкурент. Соседний отдел, которым руководил Федор Петрович, стал вдруг приносить прибыли столько же, сколько и отдел нашего героя. И поскольку его направление выглядело более перспективным, можно было ожидать, что центр тяжести переместится к Федору Петровичу. Надеяться, что удастся опять возглавить более перспективный отдел, Александру Ивановичу не приходилось. Оставалось только не допустить возвышения соседнего отдела, каким-то образом принизить значимость его успехов. Но начальство, не без помощи Федора Петровича, разглядело перспективы, привлекло ресурсы – дело пошло.
Александр Иванович собрался было уходить из компании, но колебался: работа ему нравилась не только лаврами, но и сама по себе. С этими колебаниями он и пришел ко мне на консультацию.
– Я привык быть главным героем, – рассказывал он. – У меня должны быть самые крутые продажи, самое перспективное направление. А теперь, как бы я ни старался, мой отдел будет в лучшем случае на втором месте.
Я прикинулся валенком:
– А что плохого? Разве успешный соседний отдел отбивает у вас клиентов?
– Нет, мы вообще не пересекаемся.
Тогда я вспомнил замечательную историю о том, как однажды на встрече со слушателями великого композитора Сергея Прокофьева спросили, почему он не так популярен, как Исаак Дунаевский. Сергей Сергеевич сначала поморщился – все-таки не очень приятный вопрос, – но быстро нашелся:
– У него же совсем другая профессия!
И спросил я Александра Ивановича:
– В своем же направлении вы остаетесь самым успешным?
– Безусловно, – ответил он. И, похоже, начал успокаиваться.
А я, проделав психотерапевтический трюк, который называется переопределением контекста и который дал возможность Александру Ивановичу снова почувствовать себя «на коне», вспомнил вдобавок, как Станиславский говаривал: одни любят искусство в себе, другие себя в искусстве. Я бы не решился судить, кто полезнее в бизнесе, но понятно, с кем приятнее иметь дело.