Защитник незаплативших

В Роспотребнадзор стали поступать жалобы на коллекторские агентства. Руководитель службы Геннадий Онищенко, развернувший кампанию против комиссий в кредитовании, убежден, что коллекторы перегибают палку

В Роспотребнадзор поступает много жалоб на деятельность коллекторских организаций, которые зачастую используют методы давления при предъявлении требований к должникам банков, заявил вчера его руководитель Онищенко. Число обращений он не назвал. «Мы не ведем строгий учет этих жалоб, их значительно меньше, чем жалоб на банки, потому что, конечно, далеко не все клиенты сталкиваются с коллекторами. Но нам важен сам факт, что такие жалобы стали поступать с прошлого года, – уточнил начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. – Это крик души, люди не знают, что им делать, потому что коллекторы грозят им судами, описью имущества, бывает, что звонят с угрозами». Онищенко продемонстрировал конверт с нарисованным черепом на черном фоне, который один из должников получил от челябинского Агентства по сбору долгов.

На что жалуются. 1062

жалобы поступило в 2007 г. на банки в Роспотребнадзор, из них 357 в письменном виде, 705 – в устном. Больше всего жалоб касалось банков, работающих в Красноярском крае, Москве и Нижнем Новгороде. В основном жалуются на неполное информирование о кредитных услугах, начисляемых процентах по кредиту, дополнительных платных услугах, сказал Онищенко.

Предъявлять претензии коллекторам Роспотребнадзор не может, признает Прусаков. Ведь когда банк передает права требования по кредитному договору коллекторскому агентству, должник банка перестает быть потребителем. Прусаков ставит под сомнение правомерность этой передачи: «Что, например, если у должника возникнут встречные требования к банку?» Зато Роспотребнадзор может обратить внимание прокуратуры на нарушение и к этому обращению прислушаются больше, чем к жалобе рядового гражданина, считает председатель Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По его информации, именно так Роспотребнадзор поступил в случае с Агентством по сбору долгов. Получить комментарии сторон на этот счет не удалось.

Как правило, в договорах есть пункт о том, что банк вправе передать кредит на обслуживание третьей стороне, и клиент этот договор подписывает, отмечает управляющий директор «Русдолгнадзора» Марат Алескеров. Продавать задолженность тоже не запрещено, а деятельность коллекторов регулируется Гражданским кодексом, напоминает он.

Необходимо прописать механизм работы коллекторов, их права и обязанности в законе, а затем уже искать нарушителей, полагает один чиновник. Директор по развитию бизнеса долгового агентства «Пристав» Сергей Шпетер соглашается, что полезно закрепить требования к деятельности коллекторов – например, по капиталу, праву на доступ к информации и ее защите, этические требования, а то сейчас каждый, в том числе физлицо, может объявить себя коллектором и делать что угодно. Алескеров соглашается, что слать письма с черепами и публиковать паспортные данные должников неэтично. Но закон, по мнению Шпетера, должен защищать прежде всего самих коллекторов и банки – пострадавшую сторону. Алескеров не исключает, что в Роспотребнадзор пишут в том числе мошенники.

Коллекторы, банкиры и чиновники брались за написание подобного закона. Но до рассмотрения в Госдуме ни один документ пока не дошел. Излишне любезничать с нерадивыми заемщиками коллекторы тоже не обязаны, предупреждает член правления Райффайзенбанка Роман Воробьев. Онищенко же сторонник установления четких рамок дозволенного. «Даже если я буду платить 500%, то я должен об этом знать с самого начала. А если я согласился на 500%, а в итоге заплатил 501%, то у меня есть основания считать, что меня ввели в заблуждение», – привел он в пример потребкредиты.