Бизнес-обучение в Нижнем Новгороде: Компании рвутся тренировать продавцов

После бизнес-тренингов специалисты по продажам, как правило, улучшают свои показатели. А если им это не удается, в некоторых компаниях могут даже отказаться от услуг аутсайдеров

Нижегородский рынок услуг бизнес-тренинга растет на 30%, констатирует аналитик компании Tom Hunt Александр Котов (см. диаграмму). По данным Tom Hunt, объем нижегородского рынка бизнес-тренинговых услуг в 2007 г. – около $15 млн. Всего в Нижнем Новгороде работают почти 40 консалтинговых компаний. Основные игроки рынка – компании «Системное мышление», «Чувствина & Буденная», «Инталев-Поволжье», Тренинговая компания, группа Score, Human Factors, «Формула успеха», «Место под солнцем», «Мэйнстрим Нижний Новгород». Наибольшей популярностью сейчас пользуются программы по развитию навыков продаж, отмечает генеральный директор консалтинговой компании «Мэйнстрим Нижний Новгород» Валентина Соболева. Вместе с обучающими программами по проведению презентаций и маркетингу они составляют около 70% тренингов, подсчитал Котов. Главную роль в успешной конкуренции компаний начинают играть навыки продаж продавцов, говорит Соболева. Действительно, самыми популярными у работодателей в Нижегородской области в 2007 г. оказались менеджеры по продажам, подтверждают в кадровом интернет-портале HeadHunter: на этих специалистов пришлось 12% от общего числа размещенных на сайте nn.hh.ru вакансий.

Основные клиенты в секторе бизнес-тренингов – компании со штатом сотрудников в отделе продаж не менее шести человек и крупные транснациональные и сетевые структуры, говорит руководитель направления тренингов компании «Место под солнцем» Алла Кознова.

В 2007 г. участниками бизнес-тренингов стали проходить не только руководители высшего и среднего звена, но и рядовые сотрудники, говорит Котов. По его оценкам, ранее меньше половины бизнес-тренингов оплачивалось работодателями, а в 2007 г. этот показатель вырос до 60–70%, затраты на обучение сотрудников составляют 2–5% в расходах компаний.

Все большим спросом пользуются управленческие тренинги. Это потому, считает Соболева, что очень часто управленцами среднего звена становятся наиболее успешные менеджеры по продажам, но навыков управления у них нет.

По оценкам участников рынка, в среднем расценки на услуги бизнес-тренинга колеблются в диапазоне от 10 000 руб. до 60 000 руб. за день обучения, стоимость растет на 15% в год. На цену тренинга влияет «звездность» тренера и известность консалтинговой компании, востребованность тренинговой программы, статус участников (мероприятия для руководителей стоят дороже, чем тренинги для прочих специалистов), используемые ресурсы (стоимость аренды помещения), рассказал Котов.

Нижегородские топ-менеджеры, участвовавшие в бизнес-тренингах по технике продаж, маркетингу и управлению персоналом, отмечают, что полученные навыки и знания помогают им более успешно вести бизнес. Руководитель коммерческого отдела компании «Ойл-оптима 7» (занимается оптовой торговлей нефтепродуктами) Константин Минеев говорит, что в октябре 2007 г. компания посылала своих сотрудников на тренинги по технике эффективных продаж, после чего продажи за три месяца выросли на 20%. Топ-менеджер считает, что тренинги нужно проводить регулярно. Он также поделился наблюдением: бизнес-тренинги к тому же позволяют выявлять лишних людей в компании. Если после тренингов объемы продаж того или иного менеджера не растут, целесообразнее уволить его, чем и дальше тратиться на обучение, уверен Минеев.

Директор нижегородского салона Hyundai компании «БЦР-автоком» Алексей Разиков организует бизнес-тренинги по продажам для своих сотрудников не реже чем два раза в год. Он считает, что тренинги позволили вывести компанию на первое место по продажам Hyundai в Нижнем Новгороде – в декабре 2007 г. ее доля составила 40%.