"Мое имя открывало многие двери", - Илья Авербух, создатель шоу «Ледовая симфония»

Без имени заработать на фигурном катании и ледовых шоу в России пока сложно, считает гендиректор «ММГ скейтинг»

1999-2001

Бронзовый призер чемпионатов мира (1999, 2001) и Европы (1999, 2001).

2002-2003

Серебряный призер ХIХ зимних Олимпийских игр (Солт-Лейк-Сити-2002), чемпионата мира в Вашингтоне (2003) и чемпионата Европы (2003).

2002

Cтал одним из основателей и гендиректором компании «ММГ скейтинг», организующей шоу «Ледовая симфония» и проекты на «Первом канале».

ООО «ММГ скейтинг»

продюсерская компания. Образовано в 2002 г. По заказу «Первого канала» участвовало в создании шоу «Звезды на льду» и «Ледниковый период». Организатор ледовых катков на Красной и Дворцовой площадях, в Воронеже и Краснодаре. Организатор премии «Хрустальный лед» в области фигурного катания. Обороты не раскрываются.

Илья Авербух – один из немногих олимпийских призеров, известных своими успехами в бизнесе. Его агентство «ММГ скейтинг» (бренд – «Ледовая симфония») уже несколько лет показывает ледовые шоу в разных городах России и за рубежом, а два последних года участвует в проекте «Первого канала» «Звезды на льду» и «Ледниковый период». Но гендиректор «ММГ скейтинг» богатым человеком себя не считает, говоря, что у нас не развит институт спортивного менеджмента, а на рынке царит полный хаос.

– У вас был спортивный опыт, но не было менеджерского. Откуда брались знания?

– Мне повезло. Как раз когда в 2002 г. было решено создать компанию, которая занималась бы ледовыми шоу, я познакомился с профессионалами – [исполнительным директором Bosco Sport] Петром Цанава и его женой Екатериной, которая возглавила маркетинговый отдел «Ледовой симфонии». Ее опыт работы в крупных компаниях, где она занималась привлечением спонсоров, очень нам помог, как и советы Петра, который был у истоков строительства бренда Bosco Sport.

– Как закрывались вакансии в компании?

– Денег было мало, не было даже возможности снимать офис. Мы бросили клич на интернет-сайте компании людям, которым небезразлично фигурное катание. Благодаря этим энтузиастам и набрала силу компания. Например, Елена Меньшикова приехала из Екатеринбурга в Москву и работала за весьма низкую зарплату. Сейчас у нее в подчинении 10 человек, которые координируют гастроли компании.

– Сейчас ваши зарплаты конкурентоспособны?

– Сейчас компания окрепла, в ней работает около 40 человек, и уровень зарплат уже соответствует объему работы, хотя энтузиазм остается во многом движущей силой.

– Если бы вы были не олимпийским призером, а удачливым менеджером, вам было бы легче сделать шоу?

– Сложнее. Мое имя помогало открывать многие двери, которые профессиональному менеджеру открыть сложно. Пришлось бы нанять кого-нибудь из спортсменов и использовать его проталкивающее имя.

– Каких сотрудников больше всего не хватало?

– Профессионалов, которые смогли бы грамотно выстроить логистику тура. Очень нужны были люди, знакомые с местной инфраструктурой рекламы, чтобы минимизировать расходы на нее. И очень долго искали человека, способного грамотно планировать бюджет поездок.

– Будь у вас время, чему бы вы пошли сейчас учиться?

– Пошел бы повышать финансовую грамотность. Не хватает и юридических знаний, например, чтобы лучше разбираться в контрактах.

– Чувствуется ли в России нехватка спортивных менеджеров?

– Конечно. Рынок спортивного менеджмента в России совсем не сформирован. Например, нет понимания, что сколько стоит. Если брать рынок рекламных спонсорских контрактов или гонораров, то тут полнейший хаос, цифры берутся с потолка.

– Шоу на основе фигурного катания окупают себя?

– Проект очень дорогой и окупить его в России билетами невозможно. Они приносят около 40% доходов. С самого начала идея строилась на серьезном привлечении спонсорских денег. Нам удалось многое: гастроли «ММГ скейтинг» в 2007 г. спонсировали шесть компаний, на 2008 г. [на момент сдачи интервью в печать] договора были заключены уже с четырьмя.

– Западные проекты тоже существуют благодаря спонсорам?

– Там возможности окупить шоу за счет билетов гораздо выше, хотя спонсорская поддержка тоже существует. В отличие от Запада в России старые ледовые дворцы рассчитаны максимум на 4500 зрителей, вдобавок там холодно и неудобно сидеть, а билеты по местным меркам недешевы– от 200 до 1500 руб.

Сейчас появляются новые, куда более удобные ледовые дворцы, имеющие вместимость более 10 000 зрителей. Значит, можно делать большую сетку цен на билеты и окупать постановку за счет зрителей. Но адекватные деньги за шоу зрители платят только в Москве и Санкт-Петербурге – от 500 до 7000 руб.

– Каковы обороты компании?

– Мы их не раскрываем.

– Журнал Forbes считает, что в 2006 г. вы заработали $2 млн.

– Это неверная оценка. Журнал мне очень польстил.

– Почему вы предпочитаете устраивать туры, а не разовые шоу?

– На разовые шоу практически нереально созвать спортсменов и «звезд», а большие туры позволяют им заработать столько, что поездка становится привлекательной. Для компании же прибыль одного города нивелируется изначальной убыточностью другого.

– На каких условиях вы работаете с «Первым каналом»?

– «Первый канал» платит компании за то, что она полностью организует проект.

– В одном из интервью вы говорили, что телешоу могут помешать концертам в городах. Что получилось в итоге?

– Мы опасались, что, видя раз в неделю любимых артистов на экранах телевизоров, зритель не захочет идти в ледовые дворцы. На деле наши шоу идут при аншлагах. Если раньше зрителей привлекала возможность увидеть вживую Ягудина и других звезд, то сейчас им интересно посмотреть и на артистов.

– Какова структура расходов компании?

– Особенность таких шоу в том, что гонорары спортсменов и звезд составляют около 40% затрат. Гонорары спортсменов колеблются от $3000 до $15 000 за выступление. Звезды получают сопоставимо, но не меньше, чем обычно берут за съемочные дни. 10% расходов составляет аренда зала, и еще 10% – дорога, проживание, питание. И они выросли в разы с приходом в наш коллектив звезд. Спортсмены менее прихотливы в быту. Менеджеры звезд требуют для них билеты в бизнес-класс и номера люкс.

– Какие есть еще особенности спортивных шоу?

– Приходится составлять график гастролей с учетом подготовки спортсменов к соревнованиям. Вдобавок за четыре месяца мы успеваем объехать практически все ледовые дворцы страны. К счастью, в остальное время мы заняты проектом «Первого канала». Иначе пришлось бы в эти месяцы не работать.