Рекрутеры в ожидании шторма

Бизнес-школы очень надеются, что разразившийся в прошлом году кредитный кризис не ударит по рынку рекрутинга даже в финансовом секторе

С трудоустройством выпускников бизнес-школ прошлой осенью действительно не было проблем, однако рекрутинговый сезон не завершен, и сотрудники карьерных служб в школах нервничают, прогнозируя его окончательные итоги.

Многие опасаются, что кредитный кризис не только окажет негативное влияние на финансовый рынок, но и приведет к рецессии в экономике США и замедлению в Европе. В таком случае карьерным службам придется нелегко. «Пока горизонт чист, но всем приходится следить, не появятся ли грозовые тучи», – говорит Джозеф Палумбо, директор Центра карьерного продвижения при бизнес-школе Schulich в Йоркском университете (Торонто).

Регина Ресник, директор нью-йоркской Columbia Business School, настроена оптимистично: «Мы очень внимательно отслеживаем рынок, подмечая изменения. И сейчас мы энергично контактируем со все более широкой аудиторией рекрутеров. Студентам мы рекомендуем не связывать все свои устремления с каким-то одним рынком, но искать интересные возможности в самых разных секторах».

Диана Морган, директор карьерной службы Лондонской бизнес-школы (LBS), признает, что осенью обстановка стала более нервозной и в результате многие выпускники были готовы принять предложение на гораздо более ранней стадии поиска работы, чем это бывает обычно. В то же время в кампусе LBS на этот раз было сравнительно много рекрутинговых агентов корпораций, «так что всеобщая нервозность, похоже, не привела к сокращению количества возможностей». Компании пока не оставляют долгосрочных планов по набору менеджерских кадров, считает Морган: «Для выпускников организуют корпоративные программы, цель которых – подобрать будущих лидеров бизнеса».

В компаниях сохраняется нехватка руководящих кадров, считает Палумбо. Соответственно, очень высок спрос на специалистов с дипломом MBA, обладающих стажем менеджерской работы 5–10 лет: такие люди могут практически без дополнительной подготовки занимать руководящие должности. «Охотясь за такими людьми, компании действуют более агрессивно, проводя рекрутинг в кампусах», – отмечает Палумбо.

Многие крупные работодатели в 2007 г. прислали своих представителей в бизнес-школы еще в десятых числах августа, намного раньше, чем обычно, и даже раньше, чем приехали сами студенты. По словам Ресник, особый интерес к молодым специалистам проявляли консалтинговые компании, активнее обычного действовали и производители потребительских товаров.

Памела Миттман из Leonard N Stern School of Business при Нью-Йоркском университете тоже отметила, что неплохие возможности для устройства предоставляют обладателям дипломов MBA ведущие консалтинговые компании. В ряде других секторов также имеются хорошие возможности, и здесь выпускники нью-йоркского заведения имеют определенное преимущество вследствие своего географического положения. «С представителями медиаиндустрии у нас и раньше складывались хорошие деловые отношения, а сейчас к нам стали проявлять внимание производители предметов роскоши, ритейлеры, технологические компании», – рассказывает Миттман. Школа старается укреплять связи с компаниями этих секторов, и сами студенты, по словам Миттман, очень активно и успешно взаимодействуют с представителями розничной торговли.

Растущий интерес к выпускникам школ со стороны консалтингового сектора отмечается и в LBS. Кроме того, впервые в бизнес-школе появились представители американской Nike, набирающей сейчас руководящие кадры в Европе, рассказывает Дэвид Моррис, менеджер карьерной службы LBS. Активны также производственные компании, например американские Danaher и Whirlpool.

В США нужду в молодых менеджерах испытывают также организации системы здравоохранения и фармацевтические компании. Многие студенты получают предложения о трудоустройстве, проходя летнюю стажировку. Из-за ощутимой нестабильности рынка многие второкурсники принимают такие предложения, не дожидаясь осени, когда у них мог бы появиться более богатый выбор.

Представители школ с облегчением говорят, что кредитный кризис и замедление экономики США пока не оказали на отрасль такого губительного влияния, как крах технологических компаний в начале десятилетия.