Финансовый рынок: Островная политика


Экономический прогноз на ближайшую перспективу сводится сегодня к двум основным вопросам. Во-первых, не до конца ясно, что ожидает американскую экономику в 2008 г. – неглубокий спад, подобный последнему спаду 2001 г., или спад более затяжной и серьезный. Во-вторых, непонятно, насколько весь остальной мир, включая Россию, защищен от проблем, вызванных возможным развитием событий в США.

Американский «источник проблем»

Еще две недели назад вопрос о том, ожидает ли американскую экономику спад в 2008 г., казался открытым. После потрясений прошедшей недели – во вторник ФРС, американскому центральному банку, пришлось понизить учетную ставку на 0,75% (рекордное изменение в истории этого органа) – спор ведется о продолжительности и глубине рецессии.

Стандартные показатели – например, индексы фондовых рынков – свидетельствуют о том, что по сравнению с тремя последними рецессиями (1980–1982, 1990–1991, 2001 гг.) пройдено от трети до половины пути вниз. В то же время с учетом инфляции ставки по двухлетним облигациям казначейства уже отрицательные; на этой неделе ожидается новое снижение ставок ФРС – до, возможно, 3%, что сделает реальную ставку практически нулевой. Впрочем, пока наиболее распространенный прогноз – снижение темпов роста до 1,5–2% в год – не выглядит катастрофическим.

Однако рецессия может оказаться более глубокой, если правы пессимисты, считающие, что нынешняя американская модель требует не только коррекции цен на активы, прежде всего на региональных рынках недвижимости, но и существенных изменений в поведении потребителей, прежде всего в увеличении нормы сбережения. В этом случае предпринятые ФРС меры, возможно, были слишком поспешны – спасая фондовый рынок от потрясения, ФРС серьезно сократила себе свободу маневра. Тем более преждевременны фискальные меры, в срочном порядке одобренные конгрессом и президентом. У крупных финансовых институтов до конца не ясна ситуация с потерями, связанными с рынком вторичных закладных, но она прояснится гораздо раньше, чем закончится спад, возможно, даже раньше, чем спад начнется.

Российский «остров стабильности»

Выступая в Давосе, вице-премьер Алексей Кудрин заявил, что Россия является «островом стабильности» для мировых инвесторов. Логика Кудрина понятна: в момент, когда американский фондовый рынок движется вниз, европейские страны переживают период политических волнений, а на новых рынках ребром стоит вопрос о зависимости от американской экономики, инвесторам просто некуда деваться.

С одной стороны, на прошлой неделе фондовые рынки по всему миру двигались чуть ли не синхронно, и индекс РТС не выпадал из общего тренда. С другой – российская экономика действительно защищена лучше других. Один ключевой ингредиент российского роста – высокие мировые цены на нефть, газ и металлы – в незначительной степени связан со спросом американских потребителей; существенное замедление (скажем, до 5–6% в год) роста китайской экономики имело бы куда более серьезные последствия. Другой – быстро растущий внутренний спрос – тем более не может служить проводником спада.

Это не значит, что у нас нет макроэкономических проблем. У российского ЦБ есть фактически один инструмент борьбы с инфляцией – обменный курс. Даже не принимая в расчет политическое давление, инфляция обещает быть относительно высокой, и значит, ЦБ придется позволить рублю укрепиться, тем более против падающего доллара, подрывая конкурентоспособность российских производителей. А политическую составляющую инфляции нельзя не принимать в расчет: прошедшие выборы Госдумы и приближающиеся президентские ведут к тому, что легитимность всех ветвей власти чрезвычайно низка. Соответственно, им придется поддерживать легитимность постоянным увеличением расходов в форме увеличения пенсий и зарплат бюджетников. Тревожные новости с мировых рынков и неуверенность в стабильности политической ситуации будут только подогревать инфляционные ожидания, а прошлый октябрь показал, что у этих ожиданий большой потенциал. Под угрозой в 2008 г. находится тот самый фискальный консерватизм, которым по праву гордится Кудрин и который является одним из фундаментов стабильности российской экономики.

С точки зрения российской экономики иностранные инвестиции – хорошее дело, и прежде всего потому, что их приток служит лучшим сигналом здоровья экономики, чем любые заверения правительства. С точки зрения иностранных инвесторов, Россия будет «островом стабильности», если будет продолжена консервативная фискальная политика, госбанки не будут скрыто рефинансироваться через «инвестиционные бюджеты», а в том случае, если какая-то госкомпания будет вынуждена объявить дефолт, реструктуризация долгов будет проходить согласно закону, а не по геополитическим соображениям.

Коротко говоря, остров стабильности – это не место на карте, это экономическая политика, которая делает это место стабильным.