Цифра недели: ?4,9 млрд


Если бы скандал с трейдером Societe Generale Жеромом Кервьелем вскрылся в спокойное для финансовых рынков время, его можно было бы считать единичным случаем мошенничества (или тщеславия – открыв спекулятивные позиции на 50 млрд евро и захеджировав их ложными сделками, Кервьель лишь хотел считаться незаурядным трейдером и получить в 2007 г. бонус в 300 000 евро). Таким как раз был случай с Ником Лисоном: потеря им $1,4 млрд в 1995 г. привела к банкротству банка Barings, но поводов для обобщений тот скандал не дал.

Однако потеря банком из-за Кервьеля 4,9 млрд евро ($7,2 млрд) стала кульминацией полугодового шторма на финансовых рынках, спровоцированного тотальным провалом в системе риск-менеджмента западных банков. Последние сначала создали условия для бума на рынке высокорискованной ипотеки США, а затем списали около $130 млрд по связанным с нею кредитным инструментам, толкнув на грань рецессии экономику США и обвалив фондовые рынки. Сообщив главной строкой о потере «одним из трейдеров» 4,9 млрд евро, SG также проинформировал о списании 2,05 млрд евро по обеспеченным долговым обязательствам (CDO), связанным с высокорискованной ипотекой. Убыток по позициям Кервьеля утром 18 января, когда их обнаружил банк, был 1,5 млрд евро. Другие 2,4 млрд евро банк потерял, срочно закрывая позиции 21 января во время обвала на фондовых рынках. «Правильный порядок объявления должен был быть таким: трейдинговые убытки руководства банка; CDO; убытки Кервьеля», – пишет в статье в FT профессор Университета Сан-Диего Фрэнк Партной, прославившийся в 1990-е гг. книгой F.I.A.S.C.O. о «фабрике деривативов» в Morgan Stanley.

Риск-менеджеры SG несколько раз высказывали беспокойство по поводу рискованных позиций Кервьеля, но он убеждал их, что позиции захеджированы, и те успокаивались. Так и регуляторы США положились на риск-менеджеров банков; не дело ФРС отслеживать пузыри – такую позицию занял ее бывший председатель Алан Гринспэн. ФРС разработала рекомендации по выдаче высокорискованных ипотечных кредитов лишь в конце 2007 г., хотя сделать это нужно было году в 2005-м, когда резко возросли объемы их выдачи и секьюритизации. Кстати, Кервьель начал открывать позиции без разрешения банка в 2005 г.