Гринспэн как живой

Голографическое трехмерное изображение Алана Гринспэна рассказало собравшимся в Москве финансистам о меняющихся парадигмах в экономике

Выступление бывшего председателя Федеральной резервной системы США на открывшемся вчера форуме «Россия», организованном «Тройкой диалог», было закрыто для прессы. Ведущий попросил журналистов, буде такие оказались в зале, покинуть его. «Добровольно», – добавил он.

Зал, в котором собралось несколько сотен бизнесменов, банкиров и инвесторов, ответил легким смехом.

«Последние 20–25 лет были уникальным периодом в истории мировой экономики. 2006 год стал первым годом на моей памяти, когда и процентные ставки, и уровень инфляции как в развитых, так и в развивающихся странах были ниже 10%», – говорил находящийся в Вашингтоне Гринспэн.

Уникальность последних десятилетий объясняется переходом развивающихся стран от централизованного планирования к рынку. Это обеспечило приток иностранных инвестиций; в Китае, например, они выросли с $4 млрд в год в начале 1990-х гг. до $70 млрд сейчас, подчеркнул Гринспэн.

В сочетании с низкой стоимостью труда и высоким уровнем образования во многих таких странах это позволило построить успешную модель экспортоориентированной экономики, продолжал Гринспэн. Дешевый экспорт снизил инфляционное давление в мире, а рост благосостояния в развивающихся странах и их «неспособность переварить большой приток иностранных денег привели к невероятному росту сбережений». В Китае, например, личные сбережения превышают $2,3 трлн, а валютные резервы – $1,5 трлн.

Избыток сбережений, по мнению Гринспэна, обеспечил низкий уровень процентных ставок по всему миру, а также увеличил ликвидность в гораздо большей степени, нежели наращивание денежного предложения ведущими центробанками. Это стало важным фактором быстрого роста цен на разные активы – от акций до недвижимости. «Пузыри – печальные последствия успеха в экономике, – сетовал Гринспэн. – Они появляются только тогда, когда инфляция и ставки низки, а экономика и оптимизм растут».

Но эта эпоха, по его мнению, подходит к концу. Экспорт из развивающихся стран становится все более дорогим – в связи с ростом в них стоимости рабочей силы и внутреннего потребительского спроса инфляция набирает темпы, и долгосрочные процентные ставки будут учитывать инфляционную премию. А нынешний кредитный кризис свидетельствует о необходимости переоценки риска. «Проводить денежно-кредитную политику будет гораздо сложнее, чем в мое время. Если центробанки не получат политической поддержки в борьбе с инфляцией, в перспективе 10–15 лет номинальные процентные ставки могут быть гораздо выше, чем сегодня», – прогнозировал Гринспэн.

Признавшись, что не может считать себя экспертом по России, Гринспэн все же назвал основную проблему ее экономики: инфляция. Политика ЦБ по сдерживанию курса рубля ведет к росту валютных резервов и денежной массы, толкая вверх цены, а стерилизовать лишние деньги сложно из-за величины российского энергетического сектора и высоких цен на энергоресурсы, полагает Гринспэн. Не нужно сдерживать рубль либо необходимо найти другое решение для борьбы с инфляцией, заключил он.