Идея: Образование без границ


Нас, основателей двух самых больших в мире медиаплатформ с открытым доступом – Wikipedia и Connexions, – называли мечтателями. Независимо друг от друга мы загорелись идеей создания web-платформы, которая позволила бы каждому делиться своими знаниями с открытыми и бесплатными обучающими ресурсами. Джимми начал с энциклопедии, создаваемой силами интернет-пользователей, а Рич разработал платформу для авторов, учителей и студентов для создания, обновления и обмена учебными курсами и пособиями.

Поначалу практически никто не воспринимал эти идеи всерьез. Сегодня при поддержке бесчисленных «тяжеловесов» и простых энтузиастов – от лауреатов Нобелевской премии до школьников из Восточного Тимора и Лос-Анджелеса – Wikipedia и Connexions распространились по всему миру и представляют собой органически расширяющиеся информационные базы, которыми пользуются сотни миллионов людей.

Мы и вас хотим заразить мечтой. Мечтой о том, что каждый может стать частью нового движения, которое потенциально способно полностью изменить мир образования. Это движение может навсегда изменить то, как мы создаем знания и пользуемся ими.

Сегодня некоторые студенты колледжей вынуждены бросать школу просто потому, что их учебные пособия стоят дороже обучения как такового; школьники младших классов в некоторых районах вынуждены делиться учебниками и рабочими тетрадями по математике, потому что их не хватает на всех. Только представьте себе мир, в котором учебные пособия и другие учебные материалы доступны каждому бесплатно по сети и недорого в печатном виде. Сегодня языковые барьеры не позволяют многим родителям-иммигрантам помогать детям с домашними заданиями, так как материалы доступны только на английском языке. Только представьте себе мир, в котором учебные пособия адаптированы ко многим стилям обучения и переведены на бесчисленное множество языков.

Сегодня Плутон остается в списке планет Солнечной системы во множестве школьных учебников, и кто знает, как много пройдет времени, прежде чем старые учебники будут вытеснены новыми. Только представьте себе мир, в котором учебные пособия постоянно обновляются и исправляются множеством специалистов.

Такой мир был только мечтой еще 10 лет назад. Однако сегодня все необходимые составляющие движения за открытое образование уже налицо, и каждый, где бы он ни находился, может писать, составлять, адаптировать и публиковать свои собственные курсы или учебные пособия. Отсутствие копирайта позволяет легально использовать и перекомпоновывать материалы. Такие технические инновации, как расширяемый язык разметки (XML) и технологии печати по требованию, позволяют сделать реализацию этой цели технически осуществимой и недорогой.

Новые модели развития и распространения, которые предлагает движение за открытое образование, представляют собой естественную и неизбежную эволюцию всей издательской индустрии, связанной с образованием. Эти изменения происходят параллельно с эволюцией в других сферах: в индустрии программного обеспечения (в направлении Linux и других платформ с открытым кодом); в музыке (вспомните акцию группы Radiohead, выложившей свой новый альбом в цифровом формате в интернет за «любую желаемую сумму»); в области публикации научных работ (правительство США недавно объявило, что доступ ко всем исследованиям, профинансированным Национальным институтом здравоохранения – а это $28,9 млрд в этом году, – должен быть открытым).

Самое увлекательное в открытом образовании то, что бесплатный доступ – это только начало. Открытое образование обещает преобразовать сегодняшнее производство учебной литературы в объемную динамическую экосистему знаний, которая находится в процессе непрерывного создания, использования и совершенствования. Открытое образование обещает обеспечить детей учебными материалами, приспособленными для их индивидуальных потребностей в противовес сегодняшнему «готовому» материалу, а также обеспечит более оперативную обратную связь, которая в большей степени направлена непосредственно на получение образовательного результата посредством разработки и пополнения содержания. Кроме того, открытое образование предлагает новые подходы к совместному обучению, что способствует социальному взаимодействию в среде студентов и учителей во всем мире.

В прошлом году в Кейптауне мы собрались вместе с другими делегатами со всего мира, чтобы найти общий подход к тому, что такое открытое образование. Наш вклад отразился в Кейптаунской декларации открытого образования, которая была официально опубликована 22 января (www.capetowndeclaration.org.).

Каждый может чему-нибудь научить другого. Каждому есть чему учиться. Вместе мы можем изменить путь развития мира, способы распространения и использования знаний. Вместе мы можем сделать мечту об открытом образовании реальностью.