Пора покупать

Дмитрий Медведев вчера обещал российскому бизнесу содействие государства в зарубежной экспансии. Призыв прозвучал в нужный момент: как раз западные активы обесценились
Дмитрий Медведев взвалил на себя обязанность помогать правильно тратить российские частные деньги/ Д. Гришкин

Идем на Запад. $6,4

миллиарда потратил «Норникель» в 2007 г. на покупку 100% канадской LionOre

$2,3

миллиарда заплатил «Евраз» в 2006 г. за 100% американской Oregon Steel

$1,6

миллиарда стоила «Базэлу» Олега Дерипаски 30%-ная доля в австрийской строительной компании Strabag в 2007 г.

Кандидат в президенты Дмитрий Медведев, выступая перед членами РСПП в Краснодаре (см. статью на стр. А2), привел в пример компании КНР, которые распространяются по миру: «И мы могли бы этим заниматься». Бизнес должен быть уверен, что всегда получит поддержку государства на мировых рынках, объявил Медведев, особенно в секторах, где глобальная конкуренция, – в энергетике и машиностроении.

Откликнулся владелец «Реновы» Виктор Вексельберг: надо создать правительственный орган, который будет помогать решать проблемы в ходе зарубежной экспансии. Это мог бы быть или совет, или межведомственная комиссия при правительстве, куда бы вошли представители российского бизнеса, по типу совета по иностранным инвестициям, объяснил Вексельберг.

Россияне в последние годы и без поддержки государства агрессивно скупают активы по всему миру. По данным ЦБ, прямые инвестиции за границу в 2007 г. даже по сравнению с рекордным 2006 годом выросли вдвое – до $45 млрд. Это почти столько же, сколько иностранцы вложили в российские активы ($47,1 млрд).

Но большие деньги – не гарантия теплого приема: только в 2006 г. российским компаниям не удалось купить зарубежные активы на сумму свыше $50 млрд, подсчитали аналитики журнала «Слияния и поглощения», и преимущественно по политическим причинам. «Газпрому», например, не удается проникнуть на розничный рынок Европы из-за противодействия чиновников. «Газпром» ежегодно «дарит» трейдерам до $3 млрд, подсчитал аналитик «Атона» Артем Кончин.

Призыв Медведева прозвучал в очень благоприятный момент: из-за кризиса дешевеют активы во всех секторах. С июля 2007 г. акции британской Centrica (на нее неудачно претендовал «Газпром») подешевели на 14%. Европейский концерн EADS (сейчас его акциями владеет ВЭБ) подешевел на 29%.

Но у россиян может не хватить ресурсов: до сих пор все громкие покупки (как, к примеру, LionOre «Норникелем») совершались на занятые за рубежом деньги, вспоминает Алексей Моисеев из «Ренессанс капитала», сейчас на мировом рынке занимать в прежних масштабах не получится.

Владимир Путин в 2005 г. помог «Альфе» купить 13,22% крупнейшего сотового оператора Турции – Turkcell за $1,6 млрд: он заявил премьер-министру Турции Реджепу Эрдогану, что «Альфа» намерена «инвестировать в отрасль связи Турции свыше $3 млрд» и хотела бы получить «какие-то политические гарантии».

Год спустя Путин убедил президента Франции Жака Ширака и канцлера Германии Ангелу Меркель не препятствовать покупке 5% акций аэрокосмической корпорации EADS российским ВТБ.

А Михаил Фрадков, будучи председателем правительства, помог совладельцам «Красэйр» Борису и Александру Абрамовичам купить у венгерского правительства авиакомпанию Malev за символический $1 млн. Братья не могли заключить сделку два года, после разговора Фрадкова с венгерским премьером вопрос решился немедленно.

Мы в этом году хотим совершить крупное приобретение в Юго-Восточной Азии, рассказывает старший вице-президент Altimo Кирилл Бабаев, господдержка в этом – один из ключевых элементов успеха.

Помогать бизнесу делать зарубежные покупки государству нет смысла – скорее надо работать над созданием условий для ведения бизнеса в России, считает владелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев. Мотивы заявления Медведева ему понятны: покупать за рубежом выгоднее, чем в России, развивать бизнес проще: «Моя авиакомпания в Дюссельдорфе работает в 10 раз эффективнее, чем авиакомпания в России».

Госбанки могли бы субсидировать ставку по кредитам для российских компаний на покупку иностранных активов, мечтает гендиректор «Русских машин» Валерий Лукин: «А больше ничего и не нужно».