На пуантах за границу

К концу первого года работы кооператив «Танец», созданный Николаем Гришко в 1989 г., выпускал 1000 пар балетной обуви в месяц. Сейчас такое же количество пуантов ООО «Гришко» выпускает в день
Д. Гришкин

Ко мне часто обращаются за спонсорской помощью в организации культурных мероприятий, а я не министерство культуры, я передовик легкой промышленности», – смеется Николай Гришко. После учебы в МГИМО киевлянин Гришко работал в Лаосе, вернувшись, занялся преподаванием. «Я никогда не увлекался танцами, зато увлекся танцовщицей, которая потом стала моей женой, – признается Гришко. – Узнал, что танцоры вывозят за рубеж не только водку и икру, но и пуанты, которые у нас стоили 4 руб., а там – значительно дороже. Однажды увидел, как уезжающий домой грек пакует несколько огромных сумок. Я спросил его, чего же нет в Греции, и выяснил, что там не производят балетную обувь, а иностранная стоит $60». И тогда Гришко решил закрыть пустующую на западном рынке нишу.

Секретный клей

Основав кооператив «Танец», Гришко начал исследовать, где и как работают мастерские, но продолжал преподавать на курсах повышения квалификации в академии им. Плеханова. По счастливой случайности один из его слушателей – сотрудник Амторга (American Trading Corporation) – получил заказ на балетную обувь, и Гришко сообщил ему, что он может разместить заказ у себя в кооперативе, переадресовав заказ на Киевский театральный комбинат. Сделка прошла удачно, сотрудничество продолжилось. На эти средства, полученные от торговли с США, и создавалось производство, вложения в организацию которого Гришко оценивает примерно в $15 000. Первыми рабочими стали пенсионерка, мастер Московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, и ее ученики.

«Технологию создавали заново, – рассказывает Гришко. – Я пригласил на работу Хабиру Темишеву – автора первой и единственной в мире диссертации о конструировании пуантов. Чтобы сделать пуанты тише, мы привлекли специалистов Акустического института, рецепт клея создавали с помощью ученых Всероссийского института крахмалопродуктов». Полный рецепт этого клея знают только два человека: Гришко и директор фабрики пуантов.

Имя даром

В 1990 г. на Гришко вышла бывшая американская балерина Ирина Уиллсон. «Я хотела привезти в США прекрасные российские пуанты, и меня познакомили с Николаем», – вспоминает президент компании Grishko USA Ирина Уиллсон. Сейчас Grishko USA – единственный дистрибутор «Гришко» в США, продающий больше 50 000 пар балетной и танцевальной обуви в год. «Основную прибыль нам приносят наши дистрибуторы на иностранном рынке. Один из крупнейших – Уиллсон в США», – уточняет Гришко.

«Пять лет назад я начал завозить в Грецию обувь Grishko, а три года назад открыл в центре Афин магазин», – говорит директор магазина Grishko Константин Конксидис. «Владелец магазина покупает партию товара, мы утверждаем дизайн магазина, помогаем оформить витрину, консультируем, как правильно торговать нашей продукцией, стараемся контролировать цены, чтобы их не завышали», – объясняет Гришко. «Это не требование, а пожелание», – отмечает Конксидис. В его магазине пуанты Grishko стоят 40–55 евро. «У компании Freed (Великобритания) пуанты стоят 55–120 евро. Конкурентное преимущество нам обеспечивают соотношение цены и качества, затраты на рекламу и само имя Grishko», – утверждает Конксидис. «Имя магазинам мы даем бесплатно», – отмечает Гришко.

Скидка для родины

У Grishko шесть монобрендовых магазинов в разных странах мира и три собственных – в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. «Серьезный выход на российский рынок произошел после открытия нашего московского магазина. Клиенты поняли, где нас искать», – говорит Гришко и признается, что московский магазин из-за баснословной арендной платы (750 000 руб. в месяц за 200 кв. м) прибыли практически не приносит, но служит лабораторией по изучению спроса. «Для продаж в России мы закладываем минимальную прибыль, чтобы дать возможность детям из небогатых семей заниматься балетом», – декларирует Гришко. «Наши дети покупают в Grishko балетную обувь по цене 600–700 руб. за пару, многим дают скидку 50%», – подтверждает ректор Московской государственной академии хореографии, народная артистка России Марина Леонова.

Мамин рынок

Главными конкурентами Гришко считает компании Freed (Великобритания), Capeziо (США), Chacott (Япония), Bloch (Австралия). «Мы появились значительно позже. Но сейчас даже они готовы продавать нашу обувь в своих магазинах по ценам, превышающим собственные, признавая таким образом наше качество», – говорит Гришко.

Единственный конкурент «Гришко» на российском рынке – компания Rclass. «Но они за месяц делают столько, сколько мы за полтора дня!» – восклицает Гришко. «Rclass обслуживает внутренний рынок, – говорит директор фабрики № 1 компании «Гришко» Хабира Темишева, – отдает продукцию в небольшие магазины, с которыми мы практически не сотрудничаем». «А мы им отдаем часть непрофессионального рынка, – отмечает директор компании Rclass Роман Кукушкин. – С «Гришко» мы нормально друг друга дополняем. Любого российского производителя надо занести в Красную книгу! На этом рынке нас всего двое, мы не можем быть врагами».

Дело семейное

Четыре фабрики «Гришко» производят пуанты, все виды обуви для театра, цирка и художественной гимнастики, одежду для репетиций, спорта и отдыха и театральные костюмы. «Вершина признания – заказ от Датского королевского балета на костюмы для «Сильфиды», – улыбается Гришко. Все фабрики расположены в Москве на арендованных у города по цене 1000 руб. за 1 кв. м в год площадях. Последние три года оборот «Гришко» ежегодно увеличивается на 30% и в 2007 г. составил 210 млн руб. Обувь приносит 70% прибыли, одежда – 30%. «Мы завалены заказами на балетную обувь, расширяться в Москве нам некуда, а уйти в Подмосковье или в Китай – значит потерять контроль и квалифицированных рабочих, – сетует Гришко. – У нас ручной труд! Если мы уберем от сборки руки, это будет уже не Grishko, а штамповка». Несмотря на сложности, расширение стоит в планах компании. «Скорее всего, перенесем производство одежды в Подмосковье», – говорит Гришко. Лидерские позиции бизнесмен уступать не собирается. Периодически ему поступают предложения о продаже компании, которые он тут же отвергает: «У меня семейный бизнес, 60% акций компании принадлежит мне, по 20% – жене и дочери. Так что рейдеров я не боюсь!».