Сценарии для юга России

Разработчики стратегии развития ЮФО прогнозируют, что до 2025 г. регион столкнется с проблемами в области энергетики, транспортной инфраструктуры и нехваткой квалифицированных кадров. По их подсчетам, в экономику юга необходимо привлечь $520 млрд
С. Николаев

Мы получили шокирующие, но очень важные результаты», – сказал «Ведомостям» Юрий Вдовин, председатель правления Национального агентства прямых инвестиций (НАПИ), принимавшего участие в разработке «Стратегии развития ЮФО до 2025 г.» (см. врез). Базовые отрасли экономики юга – сельское хозяйство, туризм, транспорт – не смогут обеспечить рост в долгосрочной перспективе. «Это отрасли с минимальной добавленной стоимостью, акцент в стратегии делается на развитии пищевой, химической промышленности, газо- и нефтепереработки, нано- и биотехнологий», – отмечает Вдовин. При этом Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области являются наиболее привлекательными для развития этих отраслей.

По словам Вдовина, на юге самый низкий уровень оплаты труда. Среднемесячная зарплата занятых в экономике ЮФО в 2006 г. составляла 7300 руб. (в России – 11 100 руб.). Экономический рост будет сдерживать дефицит квалифицированных кадров, продолжает Вдовин. Численность экономически активного населения в ЮФО к 2025 г. снизится на 3% до 10,41 млн человек по сравнению с 2005 г. А по данным Strategy Partners, дефицит рабочей силы в зависимости от сценария развития экономики РФ до 2020 г. (варианты разработаны МЭРТ) может достичь 237 000–853 000 человек. Особенно будет не хватать кадров со средним и начальным профессиональным образованием, добавляет Вдовин. За последние 15 лет система профессионального образования была разрушена и, чтобы снять дефицит, нужно увеличить количество профтехучилищ, муниципалитетам совместно с представителями бизнес-сообщества определить, каких кадров не хватает, и повысить рабочим зарплату, говорит партнер Strategy Partners Игорь Скачков.

К 2025 г. возникнут проблемы в области энергетики: разница между потребностями и существующими мощностями может составить 50%, отмечает Вдовин. По сравнению с 2005 г. спрос на электроэнергию в ЮФО увеличится в 2,9–4,6 раза и составит 163–266 млрд кВт/ч в год. По словам начальника департамента по работе со СМИ РАО «ЕЭС России» Мариты Нагоги, разрыв между существующими мощностями и энергопотреблением к 2025 г. может достигать 44–46%, но инвестпрограмму РАО «ЕЭС России» можно скорректировать. Дополнительные потребности можно покрыть за счет покупки электроэнергии в соседних энергосбытовых компаниях, добавила она.

В транспортной сфере ситуация примерно такая же. К 2025 г. объем грузоперевозок в ЮФО вырастет в 3–5 раз. Объем только транзитных российских перевозок через ЮФО может увеличиться в 3,4–6 раз до 26–46 млн т в год. Объем пассажирских перевозок в округе вырастет к 2025 г. в два раза до 104,026 млн человек в год. Такой рост приведет к дополнительной нагрузке на морские порты, автомобильные и железные дороги. Наиболее перегруженными окажутся дороги в Краснодарском крае: пропускная способность будет превышена в 3–4 раза. Дефицит портовых мощностей прогнозируется на уровне 40 млн т, а пропускная способность аэропортов составит 4,748 млн человек – на 40% меньше спроса, говорится в стратегии. При этом планы по развитию транспортной инфраструктуры должны учитывать интересы стратегических инвесторов, отметил Вдовин. Министр регионального развития Дмитрий Козак при обсуждении стратегии отметил, что необходимо выработать конкретную политику развития инфраструктуры.

Для реализации стратегии в 2008–2025 гг. в ЮФО необходимо привлекать по $26 млрд в год (в 2006 г. привлекли $11 млрд), говорит Вдовин. По его словам, всего в экономику юга надо инвестировать $520 млрд, для этого необходимо использовать ресурсы инвестфонда, госкорпораций, координировать действия российских и западных инвесторов. Реализация стратегии обеспечит рост ВРП в 3–6 раз, доходов населения – в 4–6 раз, отметил предправления НАПИ.

По мнению генерального директора Южно-российского исследовательского центра Сергея Проценко, вряд ли стоит рассчитывать, что стратегия окажет серьезное влияние на планы крупного бизнеса: «Она разрабатывалась по предложению полпредства в ЮФО и предназначена прежде всего для выстраивания федеральных и региональных инвестиционных программ». Но совсем другое дело, отмечает эксперт, если на основе документа будут приняты решения о реализации, например, таких проектов, как строительство «Южного хаба» или Батайской транспортной развязки. Тогда бизнес-сообщество будет считаться с последствиями конкретных решений, уверен Проценко.

В течение двух месяцев после обсуждения на общественном совете Минрегионразвития стратегия будет представлена на утверждение в правительство РФ, рассказал президент РСПП Александр Шохин. По его словам, скорее всего, курировать реализацию стратегии будет Минрегионразвития. Полученный опыт можно будет использовать для создания аналогичных программ в других российских макрорегионах, считает Шохин.