Глобалист: Россия – не остров


Пора начать воспринимать разворачивающийся мировой экономический кризис серьезно. Пока что ощущается недостаток этого и в мире, где больше ищут виновных, и в России, где успокаивают себя заявлениями о том, что «кризис нам не грозит».

Грозит, и еще как – в силу того, что основу нашего экономического роста в последние годы составлял приток дешевых западных займов, который теперь иссяк. Благие цели поддержания ликвидности в банковской системе, обеспечения доступности финансирования для реального сектора плюс расходная лихорадка могут привести к тому, что Россия быстро проест накопленные финансовые ресурсы, получив при этом резкое замедление темпов экономического роста на фоне высокой инфляции.

Дай бог, чтобы этого не произошло. Но для предотвращения такого сценария нам необходима профессиональная управленческая команда, которая взяла бы ситуацию в свои руки и предложила четкий и последовательный план мер для минимизации последствий глобального кризиса для России. Пока такой команды не видно, повестка дня у всех своя. Минфин показал неспособность противостоять расходной вакханалии политических властей. Центробанк в ближайшее время, вероятно, будет больше озабочен поддержанием ликвидности в банковской системе, чем инфляцией и сохранением накопленных резервов. Самостоятельной позиции Минэкономразвития не видно, к тому же непонятно, кто в этом министерстве отвечает за стратегию: если замминистра Александра Левицкая, экс-заместитель Михаила Зурабова, то тогда точно жди кризиса. Если весной-летом последуют еще и реорганизация правительства, и смена главы Центробанка, ситуация может стать еще менее управляемой.

Хоть кто-то из российских экономических и финансовых властей в последние недели вышел с реальным пакетом мер по борьбе с кризисом? Нет. В основном мы слышим успокаивающие и ура-патриотические заявления. Да еще на прошлой неделе вдруг посыпались новые креативные идеи с другой стороны: от главы Сбербанка Германа Грефа, который на конференции «Тройки диалог» призвал «фондировать» госкомпании и госбанки, накачивая их деньгами из бюджета и фонда национального благосостояния. Среди приведенных Грефом обоснований его идеи есть и экзотическое: скупка дешевеющих акций зарубежных компаний. Ясно, чем кончится такая инвестиционная экспансия расслабленных, плохо управляемых и не стимулируемых конкуренцией госструктур: неэффективными сделками (вспомните историю с покупкой акций концерна EADS), проеданием финансовых ресурсов государства и ростом денежного давления на потребительский рынок. Менее своевременных идей и придумать трудно.

Вот с такими раком, щукой и подстреленным лебедем мы входим в развивающийся мировой экономический кризис. Не исключено, что нас ждут быстрое проедание накопленных резервов и экономические проблемы вместо ставшего привычным легкого роста.