Экономист: Снижение цен – хорошая новость


Экономист Джон Кеннет Гэлбрейт шутил, что в индустриальном обществе ежедневное приветствие «доброе утро!» стоило бы заменить на пожелание «низких цен!». Для большинства людей снижение цен – хорошая новость. Конечно, если вы покупатель. На высококонкурентном рынке падение цен часто связано с уменьшением издержек и ведет к увеличению спроса. На рынках бытовой электроники и компьютеров цены падают год от года десятилетиями, а объем продаж и прибыли производителей в целом растут. Всем хорошо.

Уоррен Баффетт считает, что то же касается и ценных бумаг и прочих активов. Он подсмеивался над волатильным мистером Рынком, который время от времени подкидывает ему тот или иной товар за бесценок. Но Баффетт в меньшинстве. Когда цены на рынках падают, принято волноваться и паниковать.

Продавец обычно моложе покупателя. Как правило, до 45 лет люди занимаются улучшением жилищных условий, а те, кто старше, либо уже достигли максимума, либо снижают темпы покупок. Цены на недвижимость являются способом перераспределения доходов и богатства между поколениями. Масштабы этого перетока впечатляют. В современной экономике объем рынка недвижимости обычно в три раза превышает национальный доход. Это значит, что 10%-ный рост цен на недвижимость может представлять собой перераспределение до 30% всех доходов от более молодых к людям постарше. За последнее десятилетие подорожание жилья взвалило на плечи молодых работников такое бремя, по сравнению с которым рост расходов на медицинское страхование пенсионеров не кажется большой проблемой. Но в долгосрочной перспективе старшее поколение постепенно передает стоимость младшему.

Точно так же, как дом остается домом, корпорация остается тем же самым набором материальных и нематериальных активов, что бы ни происходило на рынке. Основные фонды, технологии и навыки работников, которые все вместе являются компанией General Electric, не меняются от недели к неделе, а часто и от года к году. Когда цены на облигации растут, размер основного долга остается неизменным.

Итак, то, что верно для рынка жилья, верно и для других активов, включая акции. Меняется не их истинная стоимость, а наша оценка их стоимости. Цены на активы не столько показатель нашего благосостояния, сколько индикатор удовольствия от владения той или иной вещью. Нетто-эффект от всего этого лишь переток стоимости от одних владельцев к другим.

Цены на акции также являются средством перераспределения между поколениями. Падение на рынках – плохая новость для стариков, но хорошая для молодежи. И хотя многие люди среднего возраста уже удовлетворили свои жилищные потребности, они обычно продолжают приобретать активы до пенсии. Многие работающие сейчас люди должны радоваться падению рынков. Но, кажется, они испытывают совсем иные чувства.

Стоит помнить, что фундаментальные основы остаются неизменными, несмотря на все рыночные колебания. Чем больше волатильность, тем больше прибыли в долгосрочной перспективе. Даже в тяжелые времена нет худа без добра. FT, 5.02.2008, Антон Осипов.