Производственная травма: Пересып от недосыпа


34-летний сотрудник отдела логистики Андрей был совершенно здоров с утра, но сразу после обеда сообщил коллегам, что он любимый ученик Кастанеды и практикует левитацию. Ближе к концу рабочего дня коллегам пришлось пресечь его попытку левитировать в окно. В ходе возникшей потасовки Андрей упал, у него начались судороги. В ближайшей больнице горе-левитатор получил легкое успокоительное, каковое сразу сняло все симптомы, но на смену им пришел новый: пациент беспробудно проспал 26 часов.

Что удивительно, проснулся как новенький. Из последующей беседы врач быстро восстановил картину «болезни». И вот что услышал: «У меня два способа борьбы с усталостью: спортзал и кофе. Я так понимаю: мозгу либо нужно переключиться, либо можно вымыть кофеином «молекулы усталости» – и снова в бой».

Судороги, психоз и галлюцинации – хорошо известные последствия крайних форм недосыпа, от которого страдают миллионы офисных работников во всем мире. Недавно в журнале Nature Neuroscience вышла публикация, которую стоило бы прочесть нашему герою. Работа Влада Вязовского и его коллег из Висконсинского университета показала, что днем, воспринимая информацию, клетки мозга непрерывно меняют форму и образуют новые контакты друг с другом. На это уходит много энергии. Но еще больше энергии уходит на то, чтобы поддерживать нейроны готовыми к контактам, попросту говоря, бодрствующими.

Не важно, работает ли человек не покладая рук или лежит на диване и плюет в потолок. «Количество информации не имеет большого значения, для затрат энергии важнее общее время бодрствования. Даже если мы не хотим получать информацию, кора мозга открыта внешнему миру, и это дорогостоящее состояние», – сообщил Вязовский. Действительно, если мы открываем где-то офис, самое дорогое – факт его работы: аренда, зарплаты, платежи. А уж много ли звонков он обрабатывает – не так важно.

Ученые смогли подсмотреть и ночную жизнь нейронов. Оказалось, ночное «раскладывание по полочкам» – обывательский миф. Ночью мозг ничего не анализирует, а решительно и самозабвенно бастует, объясняет Вязовский: «Во время сна мы стираем следы дневной жизни, ослабевают и разрушаются связи между нейронами. Это медленный процесс. К утру мозг должен принять первозданное состояние – и начать день с чистого листа».

То есть мозг физически меняет форму днем и ночью, как будто его клетки должны сформировать два альтернативных гигантских иероглифа – трудный дневной и расслабленный ночной. И этот процесс нельзя заменить никакими, даже самыми расслабленными формами бодрствования – ибо бодрствование отличается от сна, как день от ночи!

Логистик Андрей, позаботься он об организации сна так же, как об абонементе в спортзал, получил бы мощный энергетический козырь – в сравнении с коллегами. Причем совершенно бесплатно.