Самолеты без пошлин

Министр транспорта Игорь Левитин предлагает отменить пошлины на все дальнемагистральные самолеты, аналоги которых не выпускаются и не будут выпускаться в России

Правительство вводило пошлины (см. врез), чтобы защитить отечественного производителя, но перед авиакомпаниями встает проблема обновления парка, а пошлины добавляют 20% в стоимость «иномарок», констатирует гендиректор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. При снижении пошлины на дальнемагистральные самолеты на 20% (обнуление без учета НДС) экономия «Аэрофлота» по планируемым сделкам составит около $1,2 млрд, «Трансаэро» – $360 млн, «Сибири» – $90 млн, подсчитал Евгений Шаго из «Ингосстрах-инвестиций».

К категории дальнемагистральных относятся самолеты, способные пролететь 5000 км, рассказывает руководитель Росавиации Евгений Бачурин, но правительство обнуляет пошлины, ориентируясь на количество мест в самолете. Сейчас в Минтрансе обсуждается вопрос о снижении пошлин на самолеты от 240 до 300 мест, рассказал он. «Отсчет ведется от 240, поскольку пассажировместимость Ту-214, который выпускается в России, – 220 мест», – уточняет чиновник.

Министерство уже не первый год настаивает на снижении пошлин по всем категориям лайнеров, в которых не работает отечественный авиапром, сказал «Ведомостям» представитель Минтранса. Предложения направляются в Минэкономразвития, уточнил он. Там от комментариев отказались.

В прошлом году уже были снижены с 20% до 10% пошлины на ввоз самолетов деловой и малой авиации, в том числе business jet (до 19 мест), и сняты пошлины на импорт самолетов вместимостью более 300 мест. А неделю назад замминистра промышленности и энергетики Денис Мантуров говорил, что обсуждается вопрос об отмене пошлин на ввоз авиатехники вместимостью менее 50 кресел и 119–150 кресел.

Снижая пошлины, правительство закроет дорогу в Россию только тем иностранным самолетам, которые попадают в один класс с российскими перспективными разработками – региональными SSJ (75–100 мест) и дальнемагистральными MS-21 (210–220 мест), рассуждает Пантелеев. В Ту-214 и Ту-204 от 150 до 240 мест, и пошлины на иномарки этой категории чиновники отменять не планируют.

А вот Ил-96 (240–300 мест) в случае отмены пошлин придется конкурировать с иномарками. Отменять пошлины на ввоз всех дальнемагистральных самолетов неправильно, сказал гендиректор «Ильюшин финанс» Александр Рубцов. В 2008 г. его компания готова поставить 4–5 Ил-96. А авиакомпании с ним не согласны. «Мы всегда выступали за отмену пошлин на всю иностранную технику», – говорит представитель «Аэрофлота» Лев Кошляков. «Трансаэро» заказывает российскую технику – самолеты Ту-214, продолжает представитель «Трансаэро» Сергей Быхал, но российский авиапром удовлетворить потребности авиакомпаний не может.