Сети осторожно идут в область

По темпам роста розничного оборота Ленобласть догоняет город. Увеличение объемов торговли обеспечивают преимущественно несетевые игроки

За 2007 год оборот розничной торговли в Ленобласти вырос на 21% до 103,3 млрд руб., сообщила вчера пресс-служба областного правительства.

На крупные и средние торговые организации, к которым Петростат относит предприятия с численностью сотрудников от 30 человек, приходилось 50% оборота областной торговли. Годом раньше такие компании обеспечивали лишь 42%, а доля лиц, торгующих на рынках, за год снизилась с 11% до 4%, сообщает пресс-служба. В 2006 г. областная розница увеличилась на 11%. А в Петербурге потребительский рынок уже несколько лет растет не меньше чем на 20% в год. По проникновению торговых сетей Ленобласть серьезно уступает городу, где доля крупных и средних организаций подскочила с 65% в 2005 г. до 85% в сентябре прошлого года. Долю сетевой торговли на российском рынке руководитель направления стратегии российского офиса A.T. Kearney Антон Порядин в конце осени оценивал в 33–34%. В Петербурге доля организованной торговли самая высокая в стране, Ленобласть только догоняет Московскую область и Урал, говорит аналитик «Тройки диалог» Виктория Гранкина.

В числе немногих ритейлеров, рискнувших выйти на областной рынок, «Пятерочка» (44 магазина в регионе), «Дикси» (26), «Находка» (10) и «Квартал» (9). В прошлом году о планах открыть шесть магазинов в районных центрах Ленобласти заявляла «Техносила», однако ни одного до сих пор не появилось.

Исполнительный директор консультационной компании «Торговые решения» Мария Беланова уверена, что пока в области востребован формат магазинов «у дома», а большие гипермаркеты открываются только в ближайших пригородах. Выходя на областной рынок, сети стимулируют его развитие, добавляет она. В регионе популярны магазины «у дома», согласен директор по продажам сети «Находка» Александр Пушкин. Средний оборот областного магазина, по его словам, – порядка $26 000 на 1 кв. м в год, а в Петербурге этот показатель достигает $60 000 на 1 кв. м в год. В этом году сеть планирует открыть еще пять магазинов в области. Оба петербургских «Ашана» находятся на территории области, на границе с городом. Число областных покупателей менеджер «Ашана», просивший не называть его имени в печати, оценивает в 10%. По его прогнозу, активный рост ритейла в области начнется только через 5–10 лет. В Московской области есть крупные узловые города, в Ленинградской население распределено равномерно, сравнивает собеседник «Ведомостей». В Ленобласти проживает 1,6 млн человек, в Петербурге – 4,5 млн. Средняя зарплата по итогам девяти месяцев 2007 г. в области составила 12 947 руб., в городе – 16 018 руб.

Покупательная способность в области ниже, говорит гендиректор сети «Дикси» Виталий Ключников. Магазины сети, по его словам, предлагают в области более узкий ассортимент, в котором больше товаров низкого класса.

Зато в области ниже конкуренция. Для сети «Полушка» Ленобласть – приоритетное направление, так как она менее насыщена торговыми точками, говорит Елизавета Герасимова, заместитель коммерческого директора по маркетингу и рекламе сети «Полушка», которая в январе открыла пятый областной магазин.

По словам Пушкина, розничный рынок Петербурга близок к насыщению, поэтому область – закономерный этап развития для городских сетей. Гранкина считает, что в ближайшее время непродовольственный ритейл будет расти быстрее, чем продуктовые магазины.