Вектор


Будут ли конкурсы

«Транстелеком» (ТТК) приобрел у Oracle за $10 млн систему билинга (расчетов с абонентами), которая позволяет выставлять до 10 млн счетов. Она нужна ТТК для работы на рынке дальней связи. Сейчас у компании, по словам вице-президента Николая Диденко, 2000 корпоративных клиентов, но она собирается работать и с частниками. ТТК считает, что услугами межгорода и международной связи в России постоянно пользуются жители 60–70% квартир, т. е. 22–25 млн семей. Пока на этом рынке работают лишь два оператора – «Ростелеком» (обслуживает подавляющее большинство квартир) и МТТ.

Минприроды готово в 2008 г. провести инвестиционные конкурсы по двум-трем крупнейшим стратегическим месторождениям, заявил министр Юрий Трутнев: «Сахалину-3» (суммарные ресурсы – 2 трлн куб. м газа и 1,5 млрд т нефти), железорудным месторождениям Южной Якутии, золотому «Сухой Лог» (3000 т золота и более 1500 т серебра) и Удоканскому медному (20 млн т меди). Это не первое обещание, и всякий раз конкурс откладывается. Вот и сейчас представитель Минприроды говорит, что торги будут проведены только после принятия поправок в закон о недрах. Сейчас их текст поправок находится в правительстве. Но то, что закон будет изменен до конца года, сомнительно: он согласовывается уже не один год.

«Газпром» неоднократно заявлял, что желал бы получить «Сахалин-3» без конкурса. В декабре правительство утвердило список из 32 газовых месторождений федерального значения, в их числе «Сахалин-3». По закону о газоснабжении такие месторождения без всяких торгов могут передаваться в разработку компаниям, владеющим единой системой газоснабжения, т. е. «Газпрому». Зампред правления компании Александр Ананенков заявил, что «Газпром» рассчитывает получить право на проведение геолого-разведочных работ на «Сахалине-3» до конца I квартала .

Дежавю по-газпромовски

Правление «Газпрома» признало строительство на Балтике завода по производству сжиженного газа (Baltic LNG) нецелесообразным, сообщила вчера пресс-служба компании. Предполагалось, что предприятие будет производить СПГ из сырья со Штокмановского месторождения. «Анализ Baltic LNG показал, что строительство газопровода «Северный поток» и освоение Штокмановского месторождения являются более конкурентоспособными проектами, – приводятся в сообщении слова предправления монополии Алексея Миллера. – В связи с этим принято решение сосредоточить основные ресурсы компании на реализации именно этих приоритетных проектов».

О планах по строительству завода для сжижения газа со Штокмана «Газпром» заявил еще в 2005 г. Среди компаний, которые претендовали на роль партнера монополии в этом проекте, были ВР, канадская Petro-Canada, итальянская Eni, японские Mitsui и Mitsubishi и испанская Ibedrola. В январе представитель «Газпрома» Сергей Куприянов обещал определиться с выбором партнера в феврале. Видимо, предложения иностранцев «Газпром» не устроили.

Тактика «Газпрома» не нова. В 2006 г., ведя переговоры с иностранными компаниями об участии в освоении Штокмана, концерн объявил, что будет разрабатывать месторождение в одиночку. Но год спустя в проект вошли Total и StatoilHydro. Возможно, монополия передумает и на этот раз .

Новый ориентир

Экспертный совет Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) вчера назвал объем рекламы на радио в 2007 г. По данным НАТ, он составил $620 млн, из которых на регионы пришлось $320 млн. До недавнего времени рынок радиорекламы оценивала АКАР – Ассоциация коммуникационных агентств России. Результаты существенно отличались. АКАР в 2006 г. оценивала объем рынка в $350 млн, а НАТ – в $460 млн. НАТ объясняет разницу тем, что уговорила принять участие в замере рынка больше радиовещателей. «После того как крупные компании стали скупать региональные радиостанции, этот сегмент рынка стал более прозрачным, что позволило более точно его оценить», – объясняет вице-президент НАТ Александр Ларин. Какие бы причины ни привели к тому, что данные НАТ и АКАР по итогам 2006 г. отличаются на $100 млн, для радиорынка это неоспоримый плюс. Станциям это поможет оценить долю рынка и в соответствии с ней корректировать стоимость рекламного времени. Но главное – данные помогут компаниям, во выражению одного из участников рынка, точнее оценивать друг друга в сделках .

Цена абонента

Чтобы составить им конкуренцию, ТТК придется как минимум предложить более выгодные тарифы и запустить узнаваемый бренд. Первое уже сделано, а бренд оператор обещает разработать к апрелю. Также ТТК придется потратиться на рекламу, организацию системы продаж, распространение счетов – еще до $10 млн. Но затраты быстро окупятся, если компания выполнит обещание занять к 2009–2010 гг. 5–7% рынка массовых услуг дальней связи. Уже сейчас iKS-Consulting оценивает его в $1 млрд.