Здоровый рост рынка

В 2007 г. россияне заплатили за лекарства на 21% больше, чем в 2006-м. Рост объясняется увеличением спроса на более дорогие препараты

Продажи лекарств в аптеках росли в два раза быстрее, чем реальные доходы населения (10,4%) и оборот розничной торговли (15,2%), говорится в исследовании профильного агентства RMBC. Объем розничного сектора фармрынка (не учитываются лекарства, которые закупаются по государственным программам, в том числе дополнительного лекарственного обеспечения) достиг $8,37 млрд в розничных ценах. На долю аптечных продаж в прошлом году приходилось около 70% всего рынка.

В натуральном выражении объем снизился на 2% – росту помогало в основном увеличение средней стоимости упаковки – с $1,77 до $2,30. «Это отражает тенденцию перехода от недорогих устаревающих и традиционных препаратов к более дорогим, но при этом более безопасным и эффективным», – уверяют авторы исследования. «При этом рост цен не играет значимой роли, – добавляет генеральный директор RMBC Мария Денисова. – Инфляция на лекарства примерно в два раза ниже, чем на потребительском рынке, – она составляет порядка 4–5%». В среднем каждый россиянин за год оставил в аптеке $59 (в прошлом году – $46).

«Объем потребления лекарств в упаковках примерно соответствует среднемировому уровню, однако пока россияне тратят на лекарства примерно в два раза меньше, чем, например, жители Восточной Европы – там среднедушевое потребление примерно равно $200», – комментирует исполнительный директор ОАО «Отечественные лекарства» Александр Итин. По мнению Денисовой, темпы роста рынка будут оставаться положительными, но постепенно снижаться.

Участники рынка называют еще несколько причин увеличения объемов аптечной розницы, в том числе сокращение финансирования льготной программы дополнительного лекарственного обеспечения примерно на треть по сравнению с 2006 г. «За 2005 и 2006 гг. люди привыкли к хорошим лекарствам, и когда перестали получать их по льготе, пошли за ними в аптеку», – уверен Итин. «Одна из причин – это увеличение среднего возраста населения России, что влечет за собой рост числа возрастных заболеваний», – добавляет генеральный директор ОАО «Нижфарм» Дмитрий Ефимов.

При этом в топ-10 компаний существенных изменений по сравнению с прошлым годом не произошло: на первое место RMBC ставит швейцарского производителя Novartis с долей 6,6%, единственный российский производитель в десятке – ОАО «Фармстандарт» (4-е место, 4,2% рынка).