Где дешевые комплектации?

Покупателю бюджетных иномарок не стоит ориентироваться на начальную стоимость автомобиля. Базовых комплектаций многих популярных моделей нет в наличии. И не будет, пока ажиотаж не спадет: производители и дилеры зарабатывают на опциях

В московских автосалонах нельзя купить без очереди дешевые комплектации семи из 15 самых популярных в России моделей иномарок, свидетельствуют данные мониторинга, проводимого информационным ресурсом Auto-dealer.ru (см. таблицу). Дольше всего – до года – придется ждать базовую комплектацию Toyota Corolla, а Ford Focus с двигателем 1,4 л за 335 000 руб. и Mazda-3 Base за 465 000 руб. – до восьми месяцев.

Чем дальше, тем хуже

Во многих регионах зачастую приходится по нескольку месяцев ждать Renault Logan, Chevrolet Lacetti, Lanos и Aveo. Из-за большого спроса у некоторых дилеров не хватает и самых дешевых версий седана Daewoo Nexia (235 000 руб.), добавляет Екатерина Балан, пресс-секретарь российского дистрибутора Uz-Daewoo. В Центральной России в дефиците Lada Kalina и Priora. «Из городов Черноземья к нам приезжают фирмы и закупают эти модели для перепродажи», – рассказывает менеджер крупной московской автоторговой сети. Ярославский дилер Ford – «ФМК-автоцентр» – не принимает заказы на базовые комплектации Ford Focus с двигателем 1,4 и 1,6 л – очередь на них превысила 1,5 года.

А в Казани гораздо более дорогой Nissan Qashqai в базовой комплектации (623 700 руб.) можно приобрести, только заказав в салоне дополнительных услуг на 100 000 руб., – тогда машина придет «всего через месяц», пожаловался «Ведомостям» житель города. В противном случае заказ на автомобиль даже не примут. Эта модель – лидер по недоступности и в Москве. В столичных автосалонах ее нужно ждать от года, а очередь на самую дешевую версию достигла двух лет. «Мы заказы на Qashqai в базовой комплектации сейчас не принимаем. Следующая по цене комплектация – на 6% дороже», – рассказал совладелец дилерской компании Genser Игорь Пономарев. Производитель выделяет очень мало автомобилей в базовой комплектации, объясняет он.

По словам менеджера по связям с общественностью «Ниссан мотор рус» Татьяны Натаровой, спрос на Nissan Qashqai очень высок по всей Европе, поэтому во многих странах покупателям приходится стоять в очередях, хотя и не так долго, как в России. Россия наряду с Великобританией – самые большие европейские рынки для Nissan Qashqai, отмечает Натарова.

Производственный момент

Производителям невыгодно выпускать много дешевых комплектаций – основную прибыль они делают на опциях, объясняет Пономарев. Представители концернов вопрос распределения доходов не комментируют.

Они отмечают, что заводы стараются выполнять заказы дилеров, но по экономическим соображениям распределяют объем производства разных комплектаций примерно в равных долях. Завод Ford во Всеволжске первые две-три недели после запуска Ford Focus третьего поколения собирал машины по собственному плану, а не по заказам дилеров. Это общепринятая практика, связанная с вопросами производства и поставки комплектующих, объясняет представитель «Форд мотор компани» Екатерина Кулиненко. Если только один покупатель закажет автомобиль с определенной опцией, доставка деталей для него обойдется очень дорого, объясняет она. В недостатке базовых комплектаций она беды не видит – в России сейчас больше всего растет спрос на комплектацию Ghia (от 450 000 руб.). У Toyota также наиболее востребованы «средние комплектации», сообщил сотрудник пресс-службы «Тойота мотор».

Нет и не надо

Дилерам также выгоднее продавать более дорогие автомобили – маржа с них в абсолютном выражении выше. Большинство дилеров признают, что от отсутствия базовых комплектаций в продаже убытков не несут. При этом чем дешевле автомобиль, тем легче дилеру удержать покупателя, не желающего стоять в очереди на базовую комплектацию: большое число кредитных программ позволяет переключить покупателя на более дорогую комплектацию выбранного автомобиля и не допустить его ухода к конкуренту, объясняет гендиректор компании «Инком-авто» Владимир Франке.

Из бюджетных иномарок самый большой спрос на максимально дешевую комплектацию наблюдается у Renault Logan – ее в «Инком-авто» заказывают 30–40% покупателей, добавляет Франке. На втором месте – Hyundai Accent – его спрашивают 15–20%. Купить в базе Lada Kalina и Lada Priora желают только 10–15% покупателей.

Привлекательными по цене базовыми версиями Ford Focus интересуются 10–15% приходящих в салоны Major клиентов, однако в процессе подбора автомобиля они останавливаются на более оснащенных и дорогих комплектациях, рассказывает руководитель PR-отдела компании Анна Трофимова. Это объясняется высокими требованиями российских покупателей к «начинке» автомобиля, считает она.

В общем же работает правило: чем дороже автомобиль, тем меньше покупателей желает приобрести дешевые комплектации, отмечает Франке из «Инком-авто».

В то же время для Toyota многомесячные очереди на Toyota Corolla по цене от $20 000 чреваты потерей части клиентов, объясняет сотрудник пресс-службы «Тойота мотор рус». Самые бюджетные комплектации этой модели спрашивают люди, решившие повысить уровень своего автомобиля, но установившие для себя максимальную планку по цене покупки – около $20 000. Такие покупатели очень чувствительны к цене, и даже разница в $200–300 может побудить их переключиться на другую марку – например, Ford Focus, Chevrolet Lacetti и т. д. «Мы все время ведем переговоры об увеличении объема поставок, но производственных мощностей для удовлетворения спроса не хватает», – отмечает собеседник «Ведомостей».

Кто в выигрыше

Нехватка самых доступных версий иномарок стала одним из факторов роста спроса на автомобили «АвтоВАЗа», говорит руководитель управления ВАЗ компании «Автомир» Владимир Доровских. «Наши продавцы это видят – люди приходят, смотрят другие модели, а потом берут то, что есть в наличии», – рассказывает он. В январе «АвтоВАЗ» поставил рекорд, продав 46600 автомобилей Lada – это на 14,5% больше, чем в январе 2007 г.

Директор по развитию Auto-dealer.ru Олег Дацкив считает, что «Форд мотор компани» в условиях нехватки базовых комплектаций Ford Focus очень грамотно увеличил продажи сопоставимого по цене Ford Fusion. Менеджеры дилерских центров марки всегда предлагают разочарованным людям, не желающим ждать дешевый Focus, взглянуть на меньшую по размерам, но сопоставимую по цене машину, которая в большинстве случаев есть в наличии, объясняет он. Екатерина Кулиненко тактику продаж компании не комментирует. За 2007 г. продажи Fusion, по данным комитета автопроизводителей Европейского делового клуба, выросли на 162%, и модель закончила год на седьмом месте. Продажи Ford Focus за тот же период увеличились на 32%.