Главный приоритет

К 2020 г. россияне будут жить дольше и богаче, пообещал президент Владимир Путин. А все нероссияне будут мечтать жить в России
Д. Гришкин

Развитие человеческого капитала – основная цель и «абсолютный национальный приоритет» в долгосрочной перспективе, заявил Владимир Путин на заседании Госсовета в пятницу. От достижения цели зависит, застрянет ли страна в статусе «сырьевого придатка», теряя экономическую независимость и в итоге суверенитет, или же станет «самой привлекательной для жизни». Выбора нет: экономика должна перейти от сырьевого пути к инновационному, и для этого у нее уже есть самое главное – человеческий потенциал. Вот в него и надо инвестировать: Россия должна стать «лучшей в поощрении таланта и успеха». Жертвовать настоящим ради светлого будущего не потребуется – наоборот, цель достижима при улучшении благополучия людей «день за днем».

Снижение численности населения может прекратиться уже через 3–4 года, а не через 10–12, как прогнозировалось, уверен Путин. К 2020 г. уровень смертности сократится в 1,5 раза, продолжительность жизни повысится до 75 лет, доля людей, относящихся к среднему классу, вырастет минимум до 60%, а может, и до 70%. Решение социальных задач поможет справиться с главной проблемой экономики – ее неэффективностью: производительность труда к 2020 г. должна вырасти в четыре раза.

Благодаря нацпроекту «Здоровье» продолжительность жизни в 2006 г. уже увеличилась более чем на год – до 66,6 года, а в 2007 г. приблизилась к 68 годам, говорит директор департамента Минздравсоцразвития Виталий Колбанов. Если продолжать улучшать систему здравоохранения, распространять здоровый образ жизни и увеличивать доходы граждан, продолжительность жизни возрастет и до 75 лет, считает он. Такой возраст по меркам цивилизованных стран – небольшой, говорит директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский: в Западной Европе средняя продолжительность жизни – больше 80 лет. Но в России за последние 40 лет серьезно увеличить продолжительность жизни не получалось, напоминает он. Демографическая нагрузка на трудоспособное население уже растет: число детей и пенсионеров увеличивается, работоспособных взрослых – сокращается. В 2006 г. на 1000 работающих приходилось 580 детей и пенсионеров, а к 2020 г. будет 780, рассчитал ИНП РАН.

Доля среднего класса в 2006 г., по оценкам Минэкономразвития, была втрое ниже цели Путина – 20% населения. Если в 2008–2020 гг. реальные доходы возрастут в 2,6 раза (на 8% ежегодно), средним классом можно будет считать 55% россиян, полагает ведомство. Ежегодный рост реальных доходов на 7–8% в ближайшие 10 лет вполне реален, считает экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева: пока заработки низки, ускоренно будут увеличиваться зарплаты бюджетников, а это четверть работающего населения. По данным Росстата, в 2006 г. среднемесячная зарплата в пересчете на цены 1991 г. была ниже тогдашнего уровня: 524 руб. против 548 руб.

К среднему классу Минэкономразвития относит людей со среднедушевым доходом выше шести прожиточных минимумов (в III квартале 2007 г. – около $950, тогда как средний доход в стране – $508), имеющих автомобиль, банковские сбережения и возможность регулярного отдыха за границей. Если учитывать поездки за границу, то доля среднего класса – всего 4%: столько россиян ездят за рубеж, возражает директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева.

Общепринятые критерии среднего класса – уровень доходов, хорошее образование и идентификация себя как среднего класса, рассказывает Малева. «У учителя невысокий доход, но он причисляет себя к среднему классу, а внезапно разбогатевший маргинал не может быть средним классом», – считает Малева. При учете всех трех критериев доля среднего класса составила бы всего 7%, отмечает она. А при совпадении двух критериев – 20%, так и получилось у Минэкономразвития.

Но эта доля остается неизменной с 2000 г. Еще порядка 33% населения находятся на нижней границе среднего класса. При самой благополучной социально-экономической траектории его доля может возрасти максимум до 50–55%, говорит Малева: «Это было бы огромным достижением, но оно нам пока не гарантировано».

Четырехкратный рост производительности труда достижим, если она ежегодно будет расти на 11,3%, подсчитал экономист ЦМАКП Владимир Сальников. «Поддерживать такие темпы 13 лет подряд крайне сложно», – отмечает он: до сих пор этот показатель в России рос примерно на 6% в год.