Оштрафовали не того

Пытаясь бороться с автоперевозчиками, перегружающими грузовики и разбивающими дороги, Госдума резко увеличила штрафы за соответствующие нарушения. Теперь приходится думать, как перевозить контейнеры, прибывающие из-за границы

Вступившие в силу с 11 августа 2007 г. поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) в разы увеличили штрафы за нарушение правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов (см. врез). Причина драконовских мер – массовые нарушения правил перевозки таких грузов, говорит источник в МВД. В частности, только во втором полугодии 2007 г. при перевозке опасных грузов зарегистрировано 54 ДТП, при которых погибли 20 и получили ранения 36 человек, утрачено более 300 т опасных грузов. Последним примером несоблюдения правил перевозки крупногабаритных грузов стало обрушение моста в Рязанской области: водитель автопоезда, перевозивший экскаватор, сбил им опору моста.

По существующим правилам согласование маршрута перевозки опасных грузов выдает Госавтоинспекция каждого субъекта РФ, по которой будет проходить груз. При перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов внутри России требуется получить спецразрешение в Росавтодоре, спецразрешение для международных перевозок выдает Федеральное дорожное агентство (ФГУ «Росдорсервис»). Чиновник Минтранса говорит, что ранее транспортники предпочитали платить штрафы, не дожидаясь спецразрешения, что вело к разрушению дорог.

В МВД еще не подвели статистику по нарушениям за 2007 г., но в 2006 г. было выявлено 131 000 нарушений водителями правил при перевозке опасных грузов, 153 000 – при перевозке тяжеловесных грузов, 85 500 – при перевозке крупногабаритных грузов. На должностных лиц было наложено 9200 штрафов за нарушение правил перевозки опасных грузов, 7700 – тяжеловесных, 2600 – крупногабаритных.

Естественно, в отчетность МВД попала лишь малая часть правонарушений. Директор Автономной некоммерческой организации транспортников Южного региона Валентин Сенько говорит, что ранее перевозчики просто закладывали штрафы и взятки за перевес в свой бюджет: 1500 руб. – на пункте весового контроля и 3000 руб. – инспекторам ГИБДД.

Новая шкала штрафов заставила перевозчиков радикально пересмотреть свой бюджет. Поправки в КоАП даже вызвали одну забастовку: в августе автотранспортники Новороссийска приостановили вывоз грузов с территории Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Впрочем, то были локальные проблемы: в регионе не было необходимого технического оборудования, и перевозчики предпочитали не дожидаться разрешений на перевозку тяжеловесных грузов, а заплатить незначительный штраф при обнаружении превышений, чтобы доставить груз вовремя. С возросшими штрафами такой вариант уже экономически невыгоден.

Замдиректора НМТП Дмитрий Болотов говорит, что проблемы у порта были около месяца. В порту были установлены весы, и теперь ясно, когда перевозчикам нужно получать спецразрешение, а когда нет. На грузообороте порта ужесточение санкций за перевозку грузов не сказалось: международные компании не сократили перевозку грузов через Россию, уверяет Болотов.

Версия перевозчиков

По оценке гендиректора Саморегулируемой ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Станислава Швагеруса, в России работает свыше 850 000 субъектов деятельности, занимающихся грузовыми автоперевозками, из них перевозчиков крупногабаритных и тяжеловесных грузов порядка 100 000, которые зарегистрированы как юрлица или как ИП.

Перевозчики сетуют, что из-за несовершенства весового и измерительного оборудования, которое применяется в России (не предусматривающее допусков), найти нарушения при перевозке грузов очень легко. Например, говорит Швагерус, снег на фуре уже дает другую массу.

Водитель не стремится к сознательному нарушению, уверяет замруководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП) по СЗФО Константин Шаршаков. Но в России нет транспортных узлов, где водитель мог бы проверить нагрузку на ось. Ее может проверить транспортная инспекция или ГИБДД со своим транспортным инструментом. И если отклонения будут найдены, то на перевозчика наложат штраф.

К удивлению депутатов Госдумы, принявших поправки в КоАП, европейские нормы по массе, габаритам, нагрузке на ось оказались выше, чем российские. И все большегрузные (двадцати- и сорокафутовые) контейнеры, перевозимые по российским дорогам, попали в категорию «тяжеловесных» – теперь им приходится ждать спецразрешений на перевозку по России. Ждать их можно до трех недель, говорит Шаршаков.

Меньше груза, больше рейсов

Транспортники нашли выход: они стараются недогружать свои грузовики, говорит Шаршаков. По его словам, в итоге это ведет к увеличению транспортной составляющей в стоимости товара. Если сейчас в Европе на нее приходится 10–12% от стоимости товара, а в России – 18–20%, то в связи с «дробленностью» груза этот показатель возрастет до 22%. «От большего количества рейсов будет больший ущерб для дорог», – констатирует Шаршаков. Пробок будет больше, добавляет пресс-секретарь АсМАП Антонина Камчатова, и экология ухудшится.

Менеджер российского офиса компании Limco Logistics Inc. Денис Шалашов соглашается, что новые штрафы в основном привели к тому, что теперь контейнеры, приходящие из других стран в Россию, стали нагружать меньше.

Директор центра мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Росдорсервиса Александр Кирьянов отмечает, что в 2007 г. количество выданных спецразрешений на внутрироссийские перевозки составило 86 319 (в 2006 г. – 65 060), из них до 1 августа – 48 876, после – 37 443. На перевозку таких грузов в международном сообщении было выдано 30 946 разрешений (в 2006 г. – 32 364), в том числе до 1 августа – 17 389, после – 13 557. По мнению Кирьянова, рост выдачи спецразрешений при внутрироссийских перевозках связан с ужесточением санкций за нарушение перевозок таких грузов: раньше перевозчики предпочитали не дожидаться спецразрешений и заплатить штраф. А вот на международных перевозчиках это не отразилось: наличие спецразрешений на границе все равно контролирует федеральная служба по надзору.

Версия законодателей

Глава транспортного комитета Госдумы Сергей Шишкарев (депутат третьего-пятого созывов) признает, что депутаты, принимая поправки в КоАП, не учли многих моментов, в том числе и то, что европейские нормы по габаритам и нагрузке на ось выше. Госдума рассчитывала на Минтранс РФ, который обещал подготовить дополнительную инструкцию для выдачи спецразрешений по упрощенной схеме и в более быстрые сроки. Но этого до сих пор не сделано.

Чиновник Минтранса говорит, что министерство уже разработало новые правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в которых предусмотрен ряд послаблений. В частности, срок выдачи спецразрешений планируется сократить до 1–7 дней и разрешить превышение по массе, нагрузке на ось и габаритам до 2%. Сейчас этот порядок на согласовании в МВД, после чего его должно утвердить правительство РФ. До конца года новые правила должны вступить в законную силу. В Минтрансе пока затрудняются оценить, улучшилось ли состояние дорог из-за ужесточения штрафов: прошло мало времени. По словам Шишкарева, введенные штрафы ничего бюджету не дали: перевозчикам проще заплатить ГИБДД, чем дожидаться спецразрешений. Комитет по транспорту будет инициировать законодательные инициативы для увеличения параметров при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, говорит Шаршаков. Параметры, действующие сейчас, сильно отстают от международных.

Транспортники уже давно поднимают вопрос об увеличении этих нормативов, поддерживает инициативу Шаршаков, предлагая строить новые дороги исходя из нагрузки на ось не в 10, а в 11,5–12 т, а максимальную массу закладывать не 38 т, а 42 т.

По данным АсМАП, максимальная масса на Украине – 44 т, нагрузка на ось – 11 т. В странах Евросоюза максимальная масса – 40 т, нагрузка на ось – 11,5 т.

Чиновник Минтранса говорит, что министерство разрабатывает федеральную программу развития транспортной системы на 2010–2015 гг., в которой предполагается строительство новых дорог с увеличенными требованиями по нагрузке.