Pro Europa: Торговые договоры и торговые войны


Наши украинские друзья 5 февраля добились того, что Россия декларирует в качестве цели уже 15 лет: президент Виктор Ющенко и генеральный директор Всемирной торговой организации Паскаль Лами подписали протокол о вступлении Украины в ВТО. А 29 января премьер Юлия Тимошенко и зампредседателя Еврокомиссии Франко Фраттини договорились о вхождении Украины в европейскую зону свободной торговли в текущем году.

Какие последствия эти события будут иметь для России? Хотя украинские руководители поспешили заявить, что будут всемерно способствовать вступлению России в ВТО, потепления в наших отношениях, видимо, не предвидится.

Подтверждением тому стал новый газовый конфликт, разразившийся на прошлой неделе. «Газпром» и украинские потребители окончательно запутались в цепи посредников, выстроившихся между ними с тех пор, как Украина взяла курс на Европу, чем чрезвычайно раздосадовала кремлевскую элиту. Свою роль сыграла и излишняя уверенность Москвы в способности диктовать цену среднеазиатским поставщикам, договоренности с которыми не были достигнуты до того, как цена газа на 2008 г. была согласована с украинской стороной. В итоге уже во вторник «Газпром» грозит перекрыть Украине газ, в очередной раз пытаясь выставить ее виновником возможного сбоя поставок в Европу.

Прошло 16 лет со времени полюбовного роспуска Советского Союза (в котором Россия и Украина сыграли вполне сопоставимые роли) и больше трех лет с момента оранжевой революции, но в Москве по-прежнему относятся к Украине не как к потенциальному союзнику или проводнику своих интересов, а чуть ли не как к опасному сопернику. Вместо того чтобы содействовать интеграции республики в европейские и даже атлантические институты и затем, используя сложившиеся традиции дружбы, лоббировать выгодные для себя решения или купировать враждебные начинания, мы обижаемся на любой шаг украинцев в сторону ЕС. Если бы в Кремле сидели люди, способные адекватно оценивать уроки истории, они смогли бы увидеть в Украине аналог Великобритании, с вступлением которой в Европейский союз в 1973 г. Соединенные Штаты получили самого верного «агента влияния» внутри единой Европы, после чего ЕС ни разу не смог занять жесткой антиамериканской позиции. Но мы не смотрим так далеко вперед; мы умеем только негодовать.

Итоги нового витка развития «торговых отношений» нетрудно предугадать. Украина оплатит долги «Газпрому», как делала это и раньше, зато Россия, вероятнее всего, свернет свои усилия по вступлению в ВТО. Наши лидеры и так не слишком стремятся в эту организацию, а появление Украины в ВТО позволит им правдоподобно объяснять, кто на этот раз встал у нас на пути.