Цитата недели


«Организовали в стране по-настоящему полностью демократические выборы <...> Касьянов, Явлинский, Немцов, Рогозин, Жириновский, Медведев... Кто победит?»

Анатолий Чубайс, Предправления РАО «ЕЭС России»

А говорят, люди не меняются. Анатолий Чубайс – основатель, продолжатель и хранитель либеральных традиций в новой России – заявил, что «по-настоящему демократические выборы» обернулись бы катастрофой для страны. Может быть, Чубайс имел в виду издержки, которыми грозит обернуться битва политических противников, – тонны компромата, интриги на высшем уровне, бессмысленная конкуренция пустых обещаний и, как следствие, масштабная политическая дестабилизация? Такими аргументами любят оперировать в Кремле, кивая на оранжевую политическую лихорадку на Украине.

Но в российском пасьянсе «Касьянов, Явлинский, Немцов, Рогозин, Жириновский, Медведев» даже при условии абсолютно равных возможностей кандидатов все равно победа была бы на стороне преемника просто потому, что все остальные – вне политики и вне конкуренции. Григорий Явлинский с Михаилом Касьяновым живут политическими фантомами прошлого, Жириновский – не политик, а режиссер и актер одноименного театра, Дмитрий Рогозин где-то далеко в НАТО, а Борис Немцов слишком любит жизнь, чтобы быть президентом.

Но такая ситуация – прямое следствие отсутствия по-настоящему демократических выборов, которых опасается Чубайс. Нынешняя политическая система способна воспроизводить преемников, но не оппозиционеров. Она исходит из аксиомы, согласно которой оппозиция – разрушающее зло. Но задача оппозиции совсем не в дестабилизации общества, а в повышении ответственности и качества власти. И Чубайс не может не помнить, что когда находишься под прицелом настоящей оппозиции, то отмерять приходится 27 раз, а не один.

В сегодняшней ситуации, когда на руку уверенной власти играют и экономические, и внешнеполитические сюжеты, тратить силы на пустые выкрики маргинальной оппозиции, пожалуй, бессмысленно и нерационально. Так же как бессмысленно играть в честную демократию. Но если тот же Дмитрий Медведев, провозгласивший курс на чистую форму демократии, решится сыграть по-настоящему, ему может не хватить политического иммунитета, который способна обеспечить только сильная оппозиция.