Немобильный Володин

Открывшийся в Петербурге всероссийский фестиваль «Пять вечеров» уже в четвертый раз утверждает по-хорошему консервативные театральные и человеческие ценности

Открытие Володина, так потрясшее зрителей начиная с дебютной «Фабричной девчонки» (1956) и потом в знаменитых товстоноговских «Пяти вечерах», состояло в том, что у советских людей, живущих своей заскорузлой, трудной, часто глупой жизнью, сквозь коросту пошлой обыденности вдруг начинала просвечивать душа. Ни о чем таком со сцены советского театра прежде не говорили.

Фестиваль, названный именем одного из самых знаменитых сочинений Александра Володина, ежегодно собирает с разных концов России пять спектаклей по пьесам заглавного драматурга либо «володинских». То есть таких, которые, как говорят организаторы – театральный критик Марина Дмитревская и режиссер Виктор Рыжаков, – могли бы понравиться самому Александру Моисеевичу.

Со сцены театра теперешнего говорить о таком тоже не очень принято. Театр стал частью индустрии развлечений, и простой обыватель хочет от него за свои деньги сладкого (потому происходит стремительный процесс карамелизации актеров), а обыватель продвинутый – острого, перченого. Но агрессивность в искусстве, как известно, не только не мешает ему быть буржуазным, а, как правило, сама становится выражением этой буржуазности.

Видимо, такого театра стало слишком много. Качнулся какой-то внутренний маятник – и Володин опять стал актуален. У актеров, режиссеров, да и у публики засосало под ложечкой. Вновь, после всех новаций, захотелось подробного психологически достоверного переживания. Рассказа о многослойности, непростоте человеческого существования, о том, как тяжело, но необходимо отыскивать свою во поле дороженьку и путь друг к другу, как честным и добрым быть трудно, а приходится. Собственно, о том, о чем написаны «Пять вечеров», «Старшая сестра», «Осенний марафон».

Володин не раз говорил, что не любит твердой уверенности, пугается точно знающих, как надо. В наступившее бестрепетное время, когда любая поверхность должна быть выровнена и отглянцована, он становится антизнаком этого времени. Нужным антизнаком – доказательством чему служит то, что выбирать для фестивальной афиши очень даже есть из чего.

Нынешние «Пять вечеров» открыл спектакль «Старый, забытый...» московского театра «Около дома Станиславского», который его худрук Юрий Погребничко сделал со студентами своего курса в Щукинском училище. Это весьма симпатичное зрелище: молодые выразительные актеры стилистически точно и обаятельно поют советский песенный репертуар. Одеты и причесаны по моде 50-х – и ничего в них нет от современной молодежной мускулистой самоуверенности, все их сценическое существование напоено нежным юмором, иронией, легкой хрупкой печалью.

По традиции на «Пяти вечерах» спектакли предваряют фразой «У Александра Моисеевича Володина никогда не было мобильного телефона. Пусть в этот вечер его не будет и у вас». Напоминая тем самым несколько старомодную вещь: театр – не сервис, а душевный труд. Санкт-Петербург