Новинки книжных развалов


Бизнес в стиле фанк навсегда: Капитализм в удовольствие

Кьел Нордстрем, Йонас Риддерстрале

М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. 328 с.

Под бодрое мычание, под дружеское ржание» в известном мультфильме рождается большой секрет для маленькой компании. Для компаний всех размеров Кьел Нордстрем и Йонас Риддерстрале в своей новой книге открывают «грязный маленький секрет рыночного капитализма: успешные компании стали таковыми, убив дух свободного предпринимательства. Они преуспели, всего лишь создав монополии, пусть и ненадолго». Шведы убеждены: что бы ни говорилось о преимуществе капиталистической системы и о пользе жесткой конкуренции, «каждую ночь все менеджеры мира видят во сне одно: священный Грааль бизнеса – временную монополию».

Речь идет о дополненном издании первой книги тех же авторов «Бизнес в стиле фанк», в название которой добавлено одно слово, а часть информации, наоборот, перемещена на сайт – например, «данные, известные лишь профессионалам».

Мнение экстравагантных шведов о фанки-корпорации и секрете создания временной монополии снова призвано зажечь читателя. «Невозможно достичь желаемого результата, меняя местами ячейки в организационной структуре или рисуя между ними новые стрелки, обозначающие связи, – отмечают Нордстрем и Риддерстрале. – Это образ жизни, определенная философия». Следуя собственной философии, авторы обнаружили в каждой организации компетентов, т е. тех немногих сотрудников, «которые обладают знаниями, делающими продукцию фирмы уникальной, – этакие мистер и миссис Незаменимые... Многие из них зачастую слишком компетентны, чтобы просиживать штаны и юбки в менеджерских креслах». Из этого следует, что «важнейшей задачей любой организации становится превращение ключевых компетентов в ключевые компетенции. Фанки-фирма трансформирует человеческий капитал в структурный и обратно».

Как это происходит на практике, авторы опять-таки не объясняют, зато демонстрируют глубокие знания физики в объеме средней школы, отмечая, что, подобно «любому физическому объекту, знания имеют три состояния: газообразное, текущее и твердое». «Газ – мысли в нашей голове. В текучее состояние они переходят, когда мы начинаем что-то обсуждать с другими. Твердые знания – это знания, которые воплотились в наших предложениях для клиентов, процессах и системах, – пишут Нордстрем и Риддерстрале и подводят итог: – Чем тверже знания, тем больше денег можно на них заработать».

Знания звездных шведов упакованы в книги, забиты в презентации для шоу, на которые толпами валят их фанаты. Только вот смогут ли фанаты повторить ошеломительный успех авторов книжки? Или будут твердить, как в мультике: «Ах, было б только с кем поговорить»?.