Oт редакции: Гаражная амнистия


Нынешнее российское и столичное законодательство и подзаконные акты нечетко определяют гараж как недвижимость. Термины размыты: «гараж-стоянка», «гаражные боксы», «плоскостные гаражи». Пользуясь разнобоем в терминах, чиновники часто признают гаражи «временными сооружениями», а не недвижимым имуществом, с собственниками которого приходится считаться. Владельцев временных построек не обязательно извещать за год о будущем сносе и платить справедливую компенсацию. Пользуясь этим, власти крупных городов развернули в последние годы кампанию сноса старых гаражей и металлических укрытий – пеналов и ракушек. Московская мэрия намерена в ближайшие несколько лет снести большую часть из 150 000 ракушек. В Петербурге в ходе строительства Западного скоростного диаметра намечен снос 15 000 боксов и укрытий для машин. Снести без надлежащей компенсации могут не только пеналы и ракушки. Как показывают истории гаражно-строительных кооперативов (ГСК) в Москве и других городах, на лакомой территории под бульдозер рискуют попасть и капитальные бетонные и металлические боксы. Чиновники расторгают договоры аренды земли, отказываются перерегистрировать ГСК. Их логику можно понять: старый гараж на московской окраине стоит $5000–6000, а бокс в многоэтажной парковке – $20 000 и отдавать его местному автовладельцу по себестоимости жалко. Найти справедливость в суде трудно из-за той же путаницы в законах: из 500 исков, подданных в 2007 г. в Петербурге владельцами гаражей, выиграно 150. В Москве положение не лучше. Ситуация изменится, если Мосгордума одобрит своего рода гаражную амнистию. Законопроект «О защите прав граждан при сносе одноэтажных гаражей» предлагает признать недвижимостью все гаражи и ракушки, владельцы которых законно получили право на установку вне зависимости от давности документа. Кроме того, амнистия обяжет городские власти вовремя оповещать собственников гаражей о будущем сносе, наконец, продавать места в многоэтажных паркингах на льготных условиях.