Медленно и дорого

Вслед за Дмитрием Медведевым и Минпромэнерго потребовало от «Транснефти» закончить строительство Восточной трубы в этом году. Эксперты уверены, что это невозможно

О том, что сроки строительства первой очереди ВСТО переносятся с 2008 г. на IV квартал 2009 г., заявил на прошлой неделе президент «Транснефти» Николай Токарев. Он объяснил задержку «экстремальными условиями строительства, поздним началом работы подрядчиками и увеличением протяженности трассы». Первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву этих объяснений показалось мало: он поручил Минпромэнерго и «Транснефти» принять меры, чтобы завершить стройку в 2008 г.

«Транснефть» еще в конце прошлого года говорила о возможной задержке проекта. А в конце января Минпромэнерго предложило правительству перенести официальные сроки ввода трубы, передавал «Интерфакс». Теперь позиция министерства поменялась. Минпромэнерго будет настаивать, чтобы строительство первой очереди ВСТО было завершено в конце 2008 г., рассказал «Ведомостям» высокопоставленный чиновник министерства. Все расчеты, связанные с переносом сроков строительства ВСТО, у «Транснефти» уже есть, говорит вице-президент монополии Михаил Барков. «Это многомесячная тщательная работа, доказывающая, что раньше 2009 г. с учетом сохранения предыдущей сметы трубу ввести невозможно», – заявляет он. В Минпромэнерго видели эти расчеты, но согласны лишь с частью из них, сказал чиновник. От более подробных комментариев оба собеседника «Ведомостей» отказались.

Где брать нефть

Как заполнять строящийся нефтепровод, обсуждали вчера на совещании у вице-премьера Сергея Нарышкина. Об этом рассказали «Ведомостям» правительственный чиновник и источник, близкий к Минпромэнерго. Схема прокачки по ВСТО до сих пор не готова, говорит чиновник. Хотя по поручению правительства ее и тарифы на прокачку по ВСТО планировалось подготовить в III квартале 2007 г.

Отсутствие схем грузопотоков тормозит расчеты ФСТ по тарифу на ВСТО, сетует чиновник службы. До сих пор базовая ставка – $38,8 за 1 т, рассчитанная, еще когда стоимость проекта составляла $6 млрд, говорит он. (В августе прошлого года Госэкспертизой была заверена смета первой очереди проекта стоимостью $12,48 млрд.) Нарышкин поручил Минпромэнерго подготовить схемы грузопотоков в марте, говорит правительственный чиновник. Источник, близкий к Минпромэнерго, утверждает, что такая схема не может быть утверждена, пока не принято решение о строительстве ответвления от ВСТО в Китай. «Правительственного решения по поводу ответвления до сих пор нет», – подтверждает Барков.

«Транснефть» не успеет построить ВСТО в этом году, уверен аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов. Ускорение стройки сделает ее дороже еще на 10–15%, отмечает он. О том, что смета может вырасти, сказал вчера «Интерфаксу» начальник департамента Минпромэнерго Владимир Кузнецов: «Исключать, что увеличение может произойти в связи со сдвижкой сроков, объективно нельзя».