Заоблачные планы

Объединенная авиастроительная корпорация к 2025 г. должна войти в восьмерку крупнейших производителей гражданских самолетов в мире. Такую цель одобрил вчера совет директоров госкомпании

Построят город-сад. 20 февраля

состоится презентация президенту Владимиру Путину стратегии ОАК и плана строительства Национального центра авиастроения в подмосковном Жуковском. Там «Ростехнологии», ОАК и московская обладминистрация планируют построить комплекс жилых, административных зданий и учебных корпусов, куда переведут оставшиеся в Москве авиационные КБ и научные учреждения.

Основные положения стратегии развития до 2025 г. совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) одобрил вчера. Окончательно этот документ должен быть одобрен советом до конца 2008 г., а потом утвержден правительством.

Разработчики стратегии (в распоряжении «Ведомостей» имеются материалы презентации к ней) хотят, чтобы к 2025 г. ОАК стала одной из 7–8 компаний в мире, обеспечивающих рынок гражданского авиастроения 1800 самолетами ежегодно. Для этого ОАК надо продавать по 250–300 штук региональных и среднемагистральных самолетов в год (10–15% мирового рынка). Такая высокая планка означает, что объемы производства ОАК должны расти на 30% начиная со следующего года. Одновременно в военном и военно-транспортном авиастроении Россия должна занять 20–30% мирового рынка, продавая в год 40–60 самолетов.

Точек роста гражданского авиапрома, по мнению авторов стратегии, три: модернизация и серийное производство Ил-96, Ту-204/214, Ил-114, Ту-334, Ан-148, Бе-200, разработка Sukhoi Superjet и Ту-204СМ и «прорывной» проект – производство нового узкофюзеляжного самолета МС-21 на 150–210 мест. В области военной техники с 2010 г. на рынок поступят истребители МиГ-35 и Су-35 (модернизированные версии МиГ-29 и Су-27), а с 2015 г. – создаваемый «Сухим» истребитель пятого поколения Т-50. Всего до 2025 г. планируется построить 2300 военных самолетов. После 2015 г. авиапромышленность сосредоточится на разработке нового стратегического бомбардировщика и беспилотных ударных машин, говорит источник в Минобороны.

Объемы инвестиций в возрождение отечественного авиапрома еще не подсчитаны. В прошлом году была объявлена сумма инвестиций до 2015 г. – $20 млрд (из которых государственные инвестиции составят $10 млрд). А вот сколько должна зарабатывать ОАК, уже определено. Выручка компании к 2015 г. должна более чем утроиться до $12–14 млрд, а к 2025 г. вырасти в 5–6 раз до $20–25 млрд, передал «Интерфакс» слова первого вице-премьера и председателя совета директоров ОАК Сергея Иванова. Сейчас больше 80% выручки составляет стоимость военной авиатехники, но ожидается, что за счет роста производства гражданских самолетов ее доля сократится до 40%, добавляет источник в ОАК. Стоимость ОАК к 2015 г. вырастет в четыре раза до 400 млрд руб. и до 1 трлн руб. к 2025 г.

Гендиректор «Ильюшин финанс» Александр Рубцов думает, что программа выполнима при условии «политической воли». В прошлом году российский авиапром выпустил 15 самолетов, а планы на этот год предусматривают выпуск более 20. Проект SSJ выйдет на проектную мощность 60 самолетов в год в 2010 г., отметил источник в «Сухом». До 2013 г. всего будет выпущено 240 самолетов, а до 2025 г. – 800. При нынешнем состоянии отрасли для выполнения этих задач нужны несколько десятков миллиардов долларов, считает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Да и авторы стратегии пишут, что поставленные цели будут достигнуты при условии темпа роста ВВП не меньше 7% в год. Управляющий директор Unicredit Aton Стивен Дашевский считает, что в 2010 г. рост замедлится до 6–6,5% в год.