Земля и воля

Регионы не вправе устанавливать ограничения на приватизацию земли. Такое решение принял в конце 2007 г. Арбитражный суд Москвы

Столичные власти неохотно расстаются с землей, устанавливая ограничения на ее приватизацию. Компании предпочитают арендовать участки, зная, что им не разрешат их выкупить, констатирует гендиректор Vesco Consulting Алексей Аверьянов.

Так, ООО «КП-билдингсервис» не смогло зарегистрировать право собственности на участок под принадлежащими ей двумя строениями площадью 1067 кв. м, хотя распоряжением агентства по управлению федеральным имуществом земля была предоставлена ему в собственность. Московская регистрационная служба сослалась на столичный закон о землепользовании и застройке, запрещающий приватизировать участки с подземными магистральными инженерными коммуникациями.

Компания оспорила отказ, 17 декабря Арбитражный суд Москвы вынес решение в ее пользу. Перечень ограниченной в обороте земли может быть установлен только Земельным кодексом и федеральными законами, говорится в постановлении (есть у «Ведомостей»), в них нет такого основания. Компании, которым чиновники отказали в оформлении собственности на участок по региональным законам, могут это оспорить, говорит Юрий Борисенко из «Вегас-лекс» (представляла интересы истца). Это прецедентное решение.

Но столичные власти, не дожидаясь исков, сами устранили коллизию – с 2008 г. старый закон Москвы о землепользовании утратил силу. Новый не запрещает приватизацию земель с магистральными коммуникациями, налагая на собственника ряд ограничений (см. врез).

Земля в собственности повышает стоимость фирмы, позволяет сэкономить на налоге на прибыль, а земельный налог (1,5% кадастровой стоимости) на 15% ниже арендной платы, говорит гендиректор УК «Маторин» (владеет «КП-билдингсервис») Андрей Кузнецов. Приватизация участка позволяет не выкупать право аренды при изменении целевого назначения земли, объясняет Борисенко (это обошлось бы в сумму, сопоставимую с приватизацией). Получить разрешение на строительство на собственной земле проще, чем на городской.

Наоборот, арендовать землю компании предпочитают, когда нужно согласовывать с властями условия использования участков с коммуникациями, говорит директор по развитию «Бенефит инжиниринг» Ярослав Козлов. Магистральные коммуникации – в основном под дорогами, уверяет первый заместитель руководителя департамента земельных ресурсов Москвы Олег Рыжков.

Решение суда и новый закон помогут оформлять участки в собственность, говорит представитель Forum Properties Алексей Жиров. Формально такие участки можно приватизировать, а использовать нельзя, говорит Юлия Бахарева из юркомпании «Иванян и партнеры»: «Город может разрешить сделать стоянку на участке с коммуникациями, а может потребовать оградить их и не использовать».