Экспансия «Роснефти»

«Роснефть», став крупнейшей нефтяной компанией России, мечтает о зарубежных проектах. К ее планам получить НПЗ в Китае и Германии добавился СПГ-терминал в Индии
AP

О том, что государственная «Роснефть» может купить долю в терминале сжиженного природного газа (СПГ) в Индии, вчера сообщило Reuters со ссылкой на директора департамента Минпромэнерго Сергея Михайлова. Речь идет о проекте, который планирует построить на юге Индии в городе Мангалор индийская Oil & Natural Gas Corp. (ONGC), сказал он. Деталей возможной сделки Михайлов не озвучил. Представитель «Роснефти» не стал комментировать его слова, отметив лишь, что «Роснефть» рассматривает различные варианты сотрудничества с ONGС.

По сообщениям индийских финансовых газет The Economic Times и Business Line, СПГ-терминал в Мангалоре строит ONGC в партнерстве с Hiunduja Group. Проект оценивается в $1 млрд. Связаться с представителями обеих компаний вчера не удалось.

Аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров считает, что «Роснефти» стоит участвовать в индийском проекте СПГ, только если у нее будет возможность поставлять в эту страну газ с «Сахалина-1». Такие проекты строятся в связке – завод по сжижению газа на территории страны экспортера и регазификационный терминал у импортера, объясняет Нестеров. Индия в 2006 г. импортировала 7,99 млрд куб. м газа. Но на газ «Сахалина-1» претендует «Газпром», отмечает эксперт, кроме того, у «Роснефти» нет опыта работы в этом виде бизнеса.

«Роснефть» давно мечтает получить активы за рубежом, но пока дальше переговоров дело не пошло. Госкомпания создала СП с китайской CNPC, которая занимается подготовкой ТЭО строительства НПЗ мощностью 10 млн т в провинции Тяньцзин. В Китае «Роснефть» также собиралась построить сеть АЗС. В Европе госкомпания интересовалась долей в принадлежащем Shell НПЗ Miro в немецком Карлсруэ. В прошлом году стороны обсуждали сделку, при которой в обмен на долю в НПЗ Shell могла получить право участвовать в разработке российских месторождений. Пока этот проект находится в стадии переговоров.

С ONGC «Роснефть» сотрудничает давно, компании – партнеры по проекту «Сахалин-1». В начале прошлого года компании договорились изучить возможности совместных проектов в геологоразведке, добыче, транспортировке и экспорте. Но конкретных проектов стороны до сих пор не озвучили.

ONGC не раз говорила о своем интересе к «Сахалину-3», где «Роснефть» владеет разведочной лицензией на Венинский блок, напоминает аналитик Альфа-банка Константин Батунин. Россия может пригласить индийцев в шельфовые проекты с условием, что они возьмут на себя финансирование, полагает эксперт.

Михайлов вчера заявил, что «правительство внимательно изучает предложение ONGC по «Сахалину-3», и обещал, что решение о продаже индийской компании доли в проекте будет принято в скором времени, пишет агентство Bloomberg. Представитель Минпромэнерго уточнил «Ведомостям», что речь идет о возможном участии ONGC в разработке оставшихся трех блоков «Сахалина-3», которые пока находятся в нераспределенном фонде. Разведку на Венинском блоке «Сахалина-3» «Роснефть» уже ведет вместе с китайской Sinopec (ей принадлежит 25% в проекте), так что вряд ли в него войдут индийские компании, отмечает Батунин. По сообщениям агентств, Михайлов также говорил о желании Индии участвовать в разведке нефти в Сибири и на Дальнем Востоке, отмечая, что «такое партнерство вполне реалистично».