Минус свобода митингов

Повсеместно ущемляется конституционное право на мирные собрания, впервые констатировал в ежегодном докладе омбудсмен Владимир Лукин

Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин обнародовал ежегодный доклад, посвященный соблюдению прав в России в 2007 г. Каждая вторая жалоба приходится на нарушения прав человека при охране общественного порядка. Каждая третья – на нарушения прав в сфере жилищного законодательства и соцобеспечения. Положение заключенных почти не улучшается и близко к пыточному.

Впервые к докладу сделано приложение, посвященное праву на мирные собрания. «Ограничение этой свободы <...> есть отступление от базовых принципов конституционного строя демократического государства», – констатирует автор доклада. Между тем появилась тенденция перехода от уведомительного порядка проведения публичных мероприятий к фактически разрешительному.

В законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» есть лазейки, позволяющие властям не допустить проведение публичного мероприятия, которое они не могут запретить формально, отмечает Лукин. В одной из статей говорится, что организаторы акции не вправе ее проводить, если органом исполнительной власти не было согласовано изменение места или времени ее проведения. Соответственно, любые разногласия, возникающие между властями и организаторами, решаются в пользу первых.

Исчерпывающий перечень мест, где нельзя проводить митинги, дает федеральный закон. Региональные и муниципальные власти постоянно расширяют этот перечень. В том числе за счет территорий, которые они своим решением объявляют памятниками истории и культуры. Например, администрация Алтайского края под этим предлогом разрешила использовать центральную площадь Барнаула только для проведения торжественных митингов. А в Улан-Удэ для митингов закрыли площадь Советов, потому что рядом расположен конституционный суд Бурятии.

Применять силу к митингующим можно лишь при возникновении массовых беспорядков, погромов, поджогов, но на практике она применяется и без этих поводов.

Председатель президентского совета по правам человека Элла Памфилова согласна с выводами Лукина, но считает, что действия местных властей были обусловлены предвыборным периодом.

Московские власти в прошлом году запретили около 15 крупных массовых мероприятий – почти все шествия, которые пыталась провести коалиция «Другая Россия», говорит помощник Гарри Каспарова Марина Литвинович. В регионах любые заявки на митинги и шествия от коалиции отклонялись в 99% случаев, добавляет она.