Мировая закулиса: Зловещая корпорация Rand


Недавно одна из газет обвинила меня в связях с разведкой, сославшись на то, что я когда-то работала в корпорации Rand. Я невольно рассмеялась: не столько из-за нелепости заявления, сколько потому, что оно напомнило мне историю о моих детях и «Симпсонах». Посмотрев одну из серий, они вдвоем влетели в кухню с криком: «Мама, а правда ты работала на зловещую Rand Corporation?»

В той серии «зловещая Rand Corporation» была упомянута среди важнейших закулисных сил, влияющих на Америку, – наряду с клубом «Череп и кости» Йельского университета и банкирами с Уолл-стрит. Я призналась, что работала в Rand, и рассказала детям, что они оба, когда были совсем маленькими, играли на полу в офисе корпорации. Не знаю, шокировала или ужаснула их эта новость, но я слышала, как они хвастались друзьям: «Моя мама работала на зловещую Rand Corporation!»

Rand – один из ведущих американских исследовательских центров, но у него сложная судьба. Когда я пришла туда на работу в 1978 г., центр все еще не мог оправиться от скандала с так называемыми пентагоновскими бумагами. Один из исследователей Rand, Дэниэл Эллсберг, отксерокопировал огромное количество секретных документов, опубликование которых было крайне вредно для США во время вьетнамской войны, и передал их прессе. Разразившийся скандал ускорил вывод американских войск из Вьетнама и больно ударил по самой Rand.

Только благодаря своей репутации и таланту сотрудников Rand пережила скандал и сумела в дальнейшем сделать качественный скачок в развитии. Если раньше она занималась исследовательской работой исключительно для Пентагона, то теперь выпускает исследования по многим сферам деятельности, в том числе известна своими стратегическими разработками в области здравоохранения, образования, градостроительства, транспорта и борьбы с терроризмом.

Я горжусь тем, что проработала 12 лет в Rand Corporation, в частности специализируясь и на Вооруженных силах СССР. Например, мной было проведено исследование, целью которого было понять, какие процессы происходят в Советской армии, когда экономическое давление на оборонный бюджет росло. Экономический кризис, поразивший СССР после падения цен на нефть в 1970-х гг., отразился и на оборонных расходах СССР, но этому обстоятельству уделялось мало внимания в США. В моем докладе «Конфликт и консенсус в советских вооруженных силах» рассказывалось о том, как военное руководство пытается действовать в условиях кризиса и поддерживать оборонные расходы на высоком уровне, несмотря на все трудности. При создании доклада я пользовалась открытыми источниками – прочла сотни страниц советских газет и книг, некоторые в переводе на английский, некоторые по-русски. Исследование не было секретным и поныне доступно общественности.

Одной из моих специализаций была дальняя авиация ВВС СССР. Тогда как все вокруг уделяли основное внимание советским многозарядным межконтинентальным баллистическим ракетам, я изучала крылатые ракеты, которые до сих пор являются основной ударной силой российской дальней авиации. В то же время я была в числе тех, кто доказывал, что программа ПРО в рамках звездных войн бесполезна, если США не смогут защищаться от советских крылатых ракет. Это стало одним из доводов, благодаря которым конгресс США в конце концов заморозил программу звездных войн.

Замечу, что сегодняшняя, незловещая Rand может быть полезна и здесь – российские исследовательские центры и политические аналитики могут выиграть от сотрудничества с Rand в то время, когда Россия сталкивается с широким спектром проблем – от развития инфраструктуры до реформы образования.