Укрупнили и умаслили

В Нижегородской области в 2007 г. выросли объемы выпуска масла, макарон, круп, безалкогольных напитков и пива. Местные производители ввели новые мощности и расширяют поставки за пределы области
А.Белоусов

За 2007 г. местные предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности произвели продукции на сумму 40,7 млрд руб. (рост на 19,7% к уровню 2006 г.), сообщила «Ведомостям» начальник отдела пищевой промышленности минсельхоза Нижегородской области Людмила Тимофеева.

Основные точки роста – увеличение производства сливочного масла на 47% до 9800 т, макаронных изделий – на 31,9% до 12 700 т, безалкогольных напитков – на 95,3% до 25,7 млн дал, пива – на 50% до 15,9 млн дал, круп – на 43,8% до 11 500 т. В целом по России большого роста в этих отраслях не наблюдается. По данным Росстата, производство масла осталось на прежнем уровне, макаронных изделий – упало на 2%, пива – возросло на 16%, безалкогольных напитков – на 10,6%, круп – на 9,9%.

Увеличение производства безалкогольных напитков связано с развитием предприятий «Кока-кола эйч би си Евразия» и «Минеральная вода и напитки» (МВ&Н). В «Кока-кола эйч би си Евразия» от комментариев отказались, но еще в конце 2005 г. местные власти обнародовали планы компании запустить линию по производству холодного чая. МВ&Н в 2007 г. увеличило выпуск минеральной воды на 20–30%, а лимонадов – на 70%, говорит менеджер компании Алексей Осипов. Вся продукция компании, по его словам, реализуется в Нижегородской области. Однако, по оценке аналитика ИК «Финам» Сергея Фильченкова, около 65% выпущенных в области всеми производителями безалкогольных напитков было продано за ее пределами (в самой Нижегородской области в прошлом году потребление увеличилось на 22–25%).

Гендиректор шахунского предприятия «Молоко» Анатолий Маликов отмечает, что в 2007 г. предприятие выпустило 3149 т масла (рост на 72%), увеличив его реализацию за счет появления новых покупателей как в Нижегородской, так и в других областях. По его словам, на «Молоке» увеличилось производство всех продуктов: в прошлом году компания привлекла много новых поставщиков молока как в Нижегородской области, так и в других регионах, в результате предприятие загрузили на 100%.

Рост производства пива в местном минсельхозе связывают с завершением первого этапа реконструкции крупнейшей в области пивоваренной компании – «Волга» (входит в Heineken). По словам директора по связям с общественностью группы компаний Heineken в России Анны Мелешиной, «Волга» за последние два года удвоила мощности пивоварни в Нижнем Новгороде и теперь они превышают 2,2 млн гектолитров. В прошлом году кроме регионов ПФО «Волга» начала поставки своей продукции в Москву.

Тимофеева объясняет рост производства макаронных изделий пуском цеха по производству макаронных изделий на ЗАО «Юэроп фудс Галина Бланка». Фильченков считает, что на фоне общего падения этого производства в России нижегородский рост объясняется перераспределением потребления: он растет в среднеценовом и премиальном сегментах, а в дешевом – снижается. Продукция «Галина Бланка» – это среднеценовой сегмент.

Рост выпуска круп связан с запуском крупяного цеха на Шатковском зерноперерабатывающем комплексе (ШЗК), говорит начальник отдела маркетинговых услуг и мониторинга цен минсельхоза Алексей Колобов. Первый заместитель гендиректора ШЗК Роман Демин сказал, что осенью 2006 г. на комплексе был запущен крупяной цех по производству пшена мощностью 650–700 т в месяц.

А вот у хлебопеков идет падение производства: в 2007 г. было выпущено 215 000 т, что меньше, чем в 2006 г. на 3,7%. По словам Тимофеевой, это связано с уменьшением потребления хлеба. По данным Росстата, в целом по России производство хлеба также уменьшилось – на 0,3%. По словам финансового директора предприятия «Городецкий хлеб» Михаила Федосеева, в 2006 г. среднесуточное производство на его заводе составляло 18 т хлеба, а в 2007 г. – уже 17 т.