И на том спасибо


Владимир Путин и Дмитрий Медведев по большому счету могли бы не представлять никаких предвыборных программ и не произносить речей – на рейтинге и результатах выборов это никак бы не сказалось. Тем не менее они их произносят, и это первый весомый жест доброй воли со стороны дуумвирата. В программных заявлениях мало самокритики, но это нужно для создания ощущения прыжка в новую эпоху. А перечисление проблем, которые предстоит решить, – это и есть то, с чем действующий президент пока не справился. Проблемы (а не путь их решения) обозначаются очень точно.

Второй жест: Путин демонстрирует желание продолжить работать в качестве премьера весь срок президентства Медведева. А это значит, что популярный политик Путин готов взять на себя ответственность за решение проблем. Это смелый шаг – разговоры о проблемах всегда популярнее мер по решению тех же проблем.

Путин и Медведев не просто политики – они действующие фигуры власти и знают наши возможности и ограничения. Медведев в выступлении на форуме в Красноярске, в котором он огласил свою экономическую программу, напомнил о предложении Путина снизить НДС и предложил рассмотреть возможность заменить его на налог с продаж. До сих пор побеждала точка зрения тех, кто считает, что снижение НДС сделает экономику более зависимой от нефти, опустошит казну и к развитию бизнеса не приведет, а введение налога с продаж администрация президента анализирует уже несколько лет. Казалось, идею отправили на полку – особенно учитывая большие социальные планы, заявленные ранее. Нынешний поворот к снижению НДС может означать готовность остановить рост государственных расходов, ведь НДС – один из важнейших бюджетообразующих налогов. Если это так, то это ответственная позиция.

Все это повышает шансы на то, что через несколько лет россияне будут любить исполнять законы и суды будут укреплять это их чувство. Чиновники с улыбкой помогут решать любые проблемы граждан и компаний, а «административные барьеры» останутся термином из экономических трудов. Частная собственность станет безусловной ценностью. Все платят налоги – стыдно не платить при таких низких ставках. Рубль будет региональной резервной валютой. Необъятные территории опутают электрические провода, дороги и оптоволоконные кабели. Интернет придет в каждый дом. Детей будут учить не стервы, которые не смогли реализоваться в чем-то другом, а увлеченные преподаватели. Вылечиться можно будет в той больнице, которая больше нравится, и никаких унизительных очередей, как обещал Медведев в предвыборной программе.

Во все это искренне хочется верить. Но есть обстоятельства, которые заставляют задуматься. Во-первых, будущие президент и премьер никому не подотчетны. Они могут отказаться от части планов, и для этого им не нужно будет просить ни у кого разрешения. Спустя полгода после выборов Путин с Медведевым могут сказать: «Мы в тридцать третий раз обо всем подумали и пришли к выводу – нельзя». Еще вернее: про тот же НДС можно просто не вспомнить, сделать вид, что ничего такого не было сказано.

Во-вторых, сейчас будущее политическое устройство понимается всеми однозначно, все с ним согласны и в этом секрет его работоспособности: даже большинство избирателей уверены, что Путин – первый, а Медведев ему подчиняется. Но как долго будущий президент станет с этим мириться? Сам Путин тоже когда-то превратился из преемников в самостоятельные президенты.

Третья проблема – системная. «Мы фактически последние годы занимались ручным управлением экономикой», – признал Медведев. Он сам следил за ходом нацпроектов чуть ли не в каждом регионе. Нынешний премьер лично следит за восстановлением небольшого сахалинского городка Невельска после землетрясения и т. д. На все так называемой президентской команды не хватит. Если эту проблему не решить, на все остальные реформы, требующие кропотливой работы, проще сразу махнуть рукой.