Мамут и Дерипаска снова партнеры

Александру Мамуту придется делить книготорговый бизнес с Олегом Дерипаской: структуры «Раинко» приобрели контроль над сетью «Букбери»
Д. Гришкин

На днях сеть книжных магазинов «Букбери» появилась в списке бизнес-проектов на сайте Русско-азиатской инвестиционной компании («Раинко»), управляющей непрофильными активами Олега Дерипаски.

У Дерипаски и Мамута уже есть опыт ведения совместного бизнеса, правда не самый удачный, – страховая компания «Ингосстрах». Мамут, купивший пакет в «Ингосстрахе» в 2002 г., в прошлом году продал свою долю – 38,5% акций – компании PPF Investments, которую контролируют чешские бизнесмены Петер Келлнер, Иржи Шмейц и Томаш Брзобогаты.

«БУКБЕРИ»

сеть книжных магазинов. Основана в 2002 г. в России владельцем крупнейшей британской книготорговой сети Waterstone’s Тимом Уотерстоуном. В 2004 г. совладельцами «Букбери» стали Александр Мамут, Роман Лола, Максим Щербаков и Дмитрий Кушаев. Объединяет 17 магазинов. По собственным данным, в 2007 г. выручка «Букбери» составила около $22 млн.

До сих пор было известно, что «Букбери» владеют пять физлиц. Самая крупная доля принадлежит известному финансисту Александру Мамуту (36%), остальное поделено между миноритариями: это основатель «Букбери» британский книготорговый магнат Тим Уотерстоун и российские бизнесмены Роман Лола, Дмитрий Кушаев, Максим Щербаков.

Однако на прошлой неделе «Раинко» выкупила у миноритариев – Лолы, Кушаева и Щербакова – их доли, получив в общей сложности более 50% в «Букбери», рассказала пресс-секретарь «Раинко» Светлана Болдырева. По ее словам, структура сделки такова, что у «Букбери» останется два крупных совладельца: миноритарий Александр Мамут и «Раинко».

Юридически сделка еще не завершена, осталось соблюсти ряд формальностей, поэтому широко об этой покупке объявлено не было, отметила Болдырева.

Александр Мамут подтвердил, что в «Букбери» сменился контролирующий акционер. Бизнесмен рассказал, что у акционеров «Букбери» было соглашение, предполагавшее right of first refusal (преимущественное право выкупа долей партнеров у существующих акционеров в случае продажи акций сторонним инвесторам). «Мне и Тиму Уотерстоуну не предложили [выкупить доли трех акционеров]», – сказал Мамут. Он отказался комментировать свое отношение к этой сделке и не сказал, будет ли оспаривать переход контроля над «Букбери» к «Раинко» или продавать свою долю. Связаться с Максимом Щербаковым и Романом Лолой не удалось. Дмитрий Кушаев от комментариев отказался. Источник в его окружении рассказывает, что продажа акций «Раинко» была проведена в соответствии с акционерным договором и есть юридическое заключение. Кушаев решил продать акции из-за противоречий между акционерами по поводу развития сети, добавил собеседник «Ведомостей».

«Букбери» требуются ресурсы для развития. Ранее Мамут рассматривал возможность привлечь в партнеры ЕБРР, продав банку около 10% допэмиссии сети. Переговоры начались, но сейчас этот вопрос повис в воздухе, признался представитель банка.

Знакомые Дерипаски, контролирующего около 60% «Ингосстраха», рассказывали, что появлению новых партнеров он совсем не обрадовался и стал думать, как от них избавиться. Сотрудники «Базэла» настаивали, что Мамут нарушил договор партнеров о преимущественном праве выкупа акций при продаже одним из них своей доли, но Мамут наличие такого условия отрицал. Сейчас Дерипаска воюет с чехами, купившими долю Мамута: они голосовали против допэмиссии «Ингосстраха», но их голоса учтены не были. Миноритарии оспаривают законность эмиссии в суде, а знакомые Мамута уверяют, что сейчас бывшие партнеры друг с другом не разговаривают.