Мэтры, подвиньтесь

Для жюри Берлинале-2008 лучшей ситуации было не придумать. Когда программа в целом невыдающаяся, можно отметить почти все стоящее, легко приходя к консенсусу. Решения оказались предсказуемыми, хотя и лишь отчасти
AP

Выбор у жюри был невелик, едва ли не единственной задачей было раскидать основные награды между тремя лентами, каждая из которых могла рассчитывать на «Золотого медведя», – между американской «Нефтью» Пола Томаса Андерсона, британской «Беззаботной», она же Happy-Go-Lucky, Майка Ли и еще одной громкой американской картиной второй половины фестиваля – Standard Operating Procedure.

«Обычная процедура» сделана тоже мэтром, Эрролом Моррисом, но мэтром документалистики. Это фильм-расследование о печально знаменитых событиях в багдадской тюрьме Абу-Грейб, где американские тюремщики не только подвергали заключенных сексуальным издевательствам, но и бесхитростно запечатлевали подобные подвиги на пленку.

Все шло к тому, что жюри и впрямь разыграет самых престижных «медведей» между тремя фильмами.

«Беззаботную» с ходу вывели в лидеры, отдав приз за лучшую женскую роль Салли Хокинс, которую можно назвать открытием фестиваля.

«Нефти» присудили аж две статуэтки – за режиссуру и за выдающийся артистический вклад композитора Джонни Гринвуда. Оба приза вручал один из членов жюри, российский продюсер Александр Роднянский. Был ли доволен, принимая их, Пол Томас Андерсон, судить сложно. Поскольку, во-первых, он рассчитывал на общую победу, а во-вторых, приз за лучшую мужскую роль достался не Дэниелу Дей-Льюису, которому сейчас дают призы за роль в «Нефти» всяк кто может.

Эррола Морриса наградили вторым по значимости «медведем» – Большим призом жюри. Параллельно жюри отметило и другие картины, сколько-нибудь достойные внимания.

«Воробьиное чириканье» (The Song of Sparrows) иранского мэтра Маджида Маджиди (как и все иранские фильмы, он о том, что только бедные люди живут душевно богато). Его как раз и поощрили призом за лучшую мужскую роль актеру Резе Наджи.

Симпатичную мексиканскую картину «Озеро Тахо» – Lake Tahoe – Фернандо Эймбске, иронично и печально живописующую противоречия подростков с миром. Она получила приз имени создателя Берлинале Альфреда Бауэра за артистические инновации.

Китайский фильм «Мы веруем в любовь» – In Love We Trust – Ван Сяошуая про детей, больных лейкемией. Ему из-за важности темы дали приз за сценарий.

Логичным завершением церемонии представлялось присуждение «Золотого медведя» «Беззаботной» Майка Ли – хотя отсутствие в зале режиссера могло бы насторожить. Но неожиданно главный приз получила бразильская лента Tropa de elite («Элитное подразделение»). Режиссер – дебютант в большом кино Жозе Падилья. Тема – жестокость в обществе (где спецназ ведет себя не менее кроваво, чем наркодельцы), коррумпированность полиции и власти.

Вообще-то с точки зрения фестивальной политики в победе именно этого фильма нет ничего странного. Выиграл бы Майк Ли – и что бы все сказали? Что Берлин не открыл ничего нового, ведь Ли – признанный классик и в Каннах побеждал с «Тайнами и ложью» еще в 2006-м. А так – Бразилия, которая становится модной экономической территорией и уже лет десять считается очень киноперспективной.

Слава нового бразильского кино началась именно с Берлина, где в конце 1990-х выиграл «Центральный вокзал» Вальтера Саллеша. Еще более громким стал в начале 2000-х «Город Бога» Фернандо Мейреллеша, номинированный на «Оскары» и входящий в первые десятки киноманских списков.

У фильма «Элитное подразделение», что тоже важно для Берлинале, социально критическая направленность. Другое дело, что в мировой прессе фильм породил оценки средние (при наличии нескольких действительно высоких). В целом его расценили как работу эффектную, с массой ударных эпизодов, но тему глубоко не вспахивающую. Берлин