Ограничивать можно

Производителям, бренды которых активно конкурируют между собой, ФАС разрешит ограничивать вольности дилеров официально в договорах. Монополисты такого права не получат
С. Николаев

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готова разрешить производителям и дилерам прописывать в соглашениях часть договоренностей, которые сейчас заключаются на неформальном уровне. Для этого служба подготовила проект постановления правительства об общих исключениях из «вертикальных» соглашений (текст есть у «Ведомостей»). Это предварительный вариант для обсуждения, говорит руководитель аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич.

Предполагается разрешить ограничения на рекламу для дилеров, а также запись об обязательстве не продавать товар на «исключительной территории» другого дилера и тем покупателям, с которыми напрямую работает производитель. Разрешено запрещать перепродажу товара другим оптовикам или розничным покупателям, перепродажу комплектующих, поставленных для сборки. На пять лет можно запретить покупать или производить товар-заменитель на арендуемых у продавца площадях либо если это было условием предоставления права на интеллектуальную собственность.

Соглашение будет признано не ограничивающим конкуренцию, если у продавца есть два и более покупателя и ни сам продавец, ни его покупатели не охватывают свыше 35% своего рынка.

Если есть конкуренция брендов, то можно согласиться на ограничение конкуренции между дилерами, объясняет дух инициативы Сушкевич: в противном случае должна быть конкуренция дилеров. По мнению Сушкевича, о конкуренции идет речь, когда на рассматриваемом рынке есть минимум четыре конкурирующих бренда.

Нельзя прописывать в соглашении с дилером минимальную или фиксированную цену перепродажи, территориальные ограничения на работу с другими товарами, исключительный список покупателей, которым нужно обязательно перепродать товар, указано в проекте постановления. Не разрешено принуждать дилера закупать в год более 80% продукции только у данного производителя.

Сложнее с рекомендуемыми и максимальными ценами – нужно смотреть, имеют они разумный характер или направлены на установление предельно низкой или высокой цены на рынке, объясняет Сушкевич. Дилер, видящий в соглашении ущемление своих прав, подает жалобу в теруправление ФАС, которое изучает, есть ли конкуренция брендов и подходят ли условия в соглашении под общие исключения, объясняет он. Если есть нарушение, продавцу грозит до 15% штрафа от оборота на рынке, где допущено нарушение.

Постановление установит правила игры, которые покажут, что и при каких условиях считать антиконкурентным соглашением (см. врез), а что – допустимым исключением, говорит Сушкевич. Сейчас служба чаще квалифицирует ограничивающие конкуренцию соглашения как координацию экономической деятельности, за которую нет «оборотного» штрафа, отмечает он.

Окончательный вариант проекта будет внесен в правительство до 1 июля. Срок действия постановления – три года, затем он может быть продлен.

Это либеральный проект, он позволит обелить рынок, считает старший юрист CMS Cameron McKenna Евгений Воеводин. Подобные нормы приняли ЕС и США, хотя изначально там действовала схема индивидуальных исключений.

Сегодняшняя редакция закона о защите конкуренции разрешает в исключительных случаях получать одобрение «вертикальных» соглашений в ФАС, но только если «положительный эффект от соглашения превысит неблагоприятные последствия». Однако бизнес не спешит идти этим путем: за год, говорит Сушкевич, было меньше сотни запросов.

Большинство соглашений имеют неформальный характер, отмечает партнер DLA Piper Игорь Паншенский. После вступления в силу в октябре 2006 г. нового закона о защите конкуренции крупные компании вымарали из своих договоров все ограничения для дилеров, рассказывает он: «Для сотрудников ФАС упоминания об эксклюзивных территориях – как красная тряпка для быка». Почти все автопроизводители записывают в соглашениях с дилерами географические ограничения и запреты на перепродажу, возражает председатель совета директоров «Модус» (автодилер) Алексей Лещенко. Поставщик может повлиять на строптивого дилера, например ограничив поставки или задержав их, говорит он: сейчас рынок играет по правилам производителя.

Трудно определить, есть ли конкуренция на региональном рынке, беспокоится Лещенко: в Краснодаре более 30 автодилеров, а в Сочи меньше пяти.