Ориентиры: Московский андеграунд


А еще я очень жду, когда наконец откроют «Славянский бульвар», где живет моя мама, – даже по новому плану сделать это должны были еще в прошлом году, но сроки ввода опять скорректировали. Но я не ропщу, так как этой станции вообще могло не появиться. По рассказам метрофанатов (http://metro.molot.ru), в начале 2000-х гг. от ее сооружения решено было отказаться, а освободившийся участок отдать под торговый центр. Против этого восстали возмущенные жители Фили-Давыдкова и Матвеевского – эти районы становились все более густонаселенными, и, пытаясь утром доехать до «Кутузовской» или «Киевской», граждане с трудом впихивали себя в переполненные автобусы. В результате проект был восстановлен, хотя из-за спрямления трассы и ее уменьшения на 900 м станция будет расположена на другой стороне Кутузовского проспекта относительно первоначального предложения.

Когда мама в 1970 г. переезжала с Арбата на Славянский бульвар, она была уверена, что скоро сможет добираться до центра города на метро. Если бы она знала, что сначала подземный транспорт придет в район Строгино, о котором никто тогда и не слышал, и случится это через несколько десятков лет, сильно бы удивилась.

Московское метро – не самое старое в мире. Первая подземка появилась в Лондоне в 1863 г. Российская столица получила внеуличный транспорт почти веком позже – в 1935 г. Протяженность самой первой очереди московского метро едва превысила 11 км, а ее стоимость составила 760–770 млн руб. Сейчас столица эксплуатирует уже 293 км, ежедневно подземным транспортом пользуются более 9 млн человек.

Метро москвичи никогда особо не любили. Из воспоминаний моего детства всплывают рассказы о страшных крысах-мутантах, обитающих в столичной подземке, о правительственном метро и секретных бункерах КГБ. Иногда мне кажется, что станции потому и сделали такими красивыми и богато разукрашенными, чтобы привлечь к новому виду транспорта пассажиров. Но сталинский ампир ушел из московской подземки вместе с окончанием его эпохи. Красота уступила место утилитарности – метро переставало быть музеем и становилось обычным средством передвижения. Население Москвы росло, машин на улицах появлялось все больше, наземный транспорт ходил все нерегулярнее, такси становилось дороже, а таксисты – хамоватее. Москвичи наконец распробовали метро после войны, с 1947 г. новые станции открывались практически каждый год. Автоматические турникеты установили в метрополитене в 1958 г. А в 1967 г. открыли музей московского метро.

Масштабные работы по строительству метрополитена были свернуты в 1990-х гг. – столица вместе со всей страной переживала революционную ситуацию и сопутствующий ей экономический кризис. Однако за несколько месяцев перед распадом СССР было переименовано несколько станций, названных в честь деятелей советской эпохи. Утратила свое историческое название и первая линия московского метро – вместо Кировско-Фрунзенской она стала Сокольнической. В конце прошлого и начале нынешнего века планы по метростроению в столице несколько раз пересматривались, проекты новых станций корректировались и откладывались.

30 октября 2007 г. было принято постановление правительства Москвы № 961-ППМ «О плане метростроения в г. Москве на 2008–2010 гг.». В нем признаны «высокая социальная значимость метрополитена для г. Москвы – столицы Российской Федерации» и «его значительное отставание в развитии от нужд города». Мэр поручил департаменту градостроительства «продолжить работу» с Госдумой, правительством РФ и партией «Единая Россия» об увеличении господдержки на метростроение в Москве до 50% «от технологически обоснованных объемов».

Метро все дороже для бюджета. Так, для прокладки 20 км от станции «Парк Победы» до «Митино», по предварительным прикидкам, до 2010 г. нужно почти 51 млрд руб. Так что в текущем году откроется всего одна станция – «Славянский бульвар». Что называется, дождались.