Сани на колесах

Житель Набережных Челнов Эдуард Сахбиев в 2001 г. запустил производство саней и экипажей. За первый год работы компании «Каретный двор» удалось вернуть стартовые вложения в размере 250 000 руб. В 2007 г. оборот компании достиг 8 млн руб.
Личный архив

Сколько и почем. 200

саней по средней цене 50 000 руб. ежегодно производится в России, подсчитал владелец компании «Каретный двор» Эдуард Сахбиев.

Все мое детство было связано с лошадьми», – вспоминает 33-летний Сахбиев. После школы он работал лесником в национальном парке «Нижняя Кама» и даже предложил руководству парка открыть направление конного туризма. «Поддержки не нашел, а чтобы самостоятельно развивать это направление, не было ни денег, ни смелости», – признается Сахбиев. Через несколько лет, получив юридическое образование, Сахбиев осмелел до того, чтобы открыть собственную компанию: «Я увидел частный экипаж, узнал его цену и подумал: за такую ерунду дали столько денег – так я лучше сделаю!»

Крашеные гвозди

Первого июля 2001 г. Сахбиев вместе с компаньоном Мунавиром Салиховым зарегистрировали компанию «Каретный двор». «Стартового капитала не было, – признается Сахбиев. – Был спонсор – мой отец-бизнесмен. Знакомые крутили пальцем у виска, а отец весь год выделял деньги под конкретные нужды: строительство боксов, покупку оборудования и материалов, рекламу». «Я увидел в этом начинании перспективу. Хотя сомнения, конечно, были», – смеется Сахбиев-отец. «Санки собирали из подручного материала, кое-что находили на свалках. Чужими чертежами не пользовались, за основу брали традиционные экипажи и сани, технологически улучшая их. Помогли знания и опыт моего компаньона, технаря и автогонщика», – рассказывает Сахбиев.

Первым изделием «Каретного двора» стал экипаж, вторым уже сани – маленький возок для пони с металлическим каркасом и плетенным из ивы кузовом. Иногда «Каретный двор» использует для саней полозья или каркасы деревенских мастеров. «Но их потом приходится долго доводить до ума – выпрямлять, шкурить», – сетует Сахбиев. Еще одна проблема, с которой столкнулись санестроители, – отсутствие качественных российских материалов. «У нас не выпускают хороших никелированных гвоздей. Чтобы не покупать дорогие немецкие, мы берем самые простые черные гвозди, грунтуем и красим их. Для внутренней отделки используем турецкий кожзаменитель и в закрытых санях – небьющееся стекло из израильского поликарбоната», – объясняет предприниматель.

Отмытые розвальни

Первые сани были проданы в 2002 г. за 30 000 руб. Всего же «Каретный двор» выпустил около 30 саней, из них больше всего – восемь штук – в 2007 г. Самые дешевые стоят 40 000 руб., самые дорогие – металлические расписные – от 155 000 руб., резные деревянные – от 500 000 руб. Спрос перебивают деревенские кустари. «Сани покупают для туристических услуг, которые у нас еще на таком уровне, что, даже если взять грубые розвальни, отмыть их от навоза, кинуть внутрь шкуру и посадить туристов, те все равно будут визжать от восторга», – рассуждает Сахбиев. Его клиенты – это владельцы и сотрудники турбаз, музеев и праздничных агентств, не желающие заниматься отмыванием навоза.

«Наши отдыхающие платят за прогулку 50–150 руб. Думаю, сани окупятся за два года», – говорит директор санатория «Танып» (Башкирия) Кашшаф Ямалетдинов, купивший в «Каретном дворе» один фаэтон и двое саней.

Универсальный экипаж

«Даже у нас зимы сейчас не очень снежные и лошадям тяжело таскать сани по асфальту, поэтому мы купили в «Каретном дворе» сани на роликах», – говорит директор концертного агентства «Арлекин’о» (Тобольск) Ольга Гнедова. «Мы производим универсальное изделие – фаэтон, который ставится и на колеса, и на полозья, и даже на полозья с роликами», – комментирует Сахбиев. Фаэтон – изделие многоцелевое. «В нем за катафалком едут родственники покойного. Экипаж пользуется спросом», – отмечает заместитель генерального директора Новосибирского похоронного дома Геннадий Писарев.

Трое на страну

Сейчас Сахбиев клиентов почти не ищет – они сами находят его: «В первый год мы вложились в рекламу в интернете и в посвященных коневодству журналах. Отдача пошла почти сразу. Это узкий круг, сарафанное радио приносит нам до трети клиентов». «Перед Новым годом я искала в интернете производителя саней для турбазы «Петриково» (Селигер), – рассказывает ландшафтный дизайнер Галина Бутова. – Выбор был невелик: в «Салоне карет Сергея Пупынина» цены оказались просто бешеными, а в «Каретном дворе» приемлемыми». «Мы работаем в разных нишах и для разного клиента, поэтому я не считаю Сахбиева конкурентом», – заявляет Сергей Пупынин, компания которого производит сани на мануфактуре в Польше и продает в России по цене 200 000 руб. «Из-за погоды мы делаем не больше 15 саней в сезон», – говорит Пупынин. «Раньше мы делали до 20 саней в год, в этом году выпустили только 10. Зимы-то нет, – жалуется старший менеджер компании «Ксиок» (бывшая шорно-экипажная фабрика) Нина Вуколова. – Двадцать лет назад мы были единственными на этом рынке, сейчас появились конкуренты». «В нишу престижных саней попадаем только мы, «Каретный двор», «Ксиок» и «Салон карет» Пупынина, – рассуждает Михаил Казенкин, владелец подмосковной мастерской по производству экипажей и саней. – Но друг другу мы не конкуренты – страна большая».

ГИБДД не против

Отсутствие снега – не главная проблема производителей саней. «Это «скоропортящийся» товар», – замечает Пупынин. – Их покупают только под настроение с конца декабря и до Нового года». «Сезонная продукция», – соглашается Казенкин. «Сани нужно успеть продать до Нового года, это точно», – кивает Сахбиев.

В нынешнем году «Каретный двор», согласно пословице, начнет с лета готовить сани на следующую зиму. В планах продать не меньше 15 штук. «Санное направление мы прикрывать не собираемся», – говорит Сахбиев. «Сани весьма перспективны для турбизнеса, особенно в небольших, сохранивших исторический облик городах. Мы даже получили разрешение в ГИБДД на проезд в санях», – говорит Гнедова. «А у нас снега до сих пор больше метра, – гордо отмечает Ямалетдинов из Башкирии. – Я собираюсь северных оленей покупать, чтобы запрягать в сани!».