Инвестиции: Международный капитал и российская инфраструктура


Востребованность вложений в инфраструктуру стран с развивающимися рынками предопределила популярность соответствующих фондов прямых инвестиций в 2007 и 2008 гг.

Финансовый кризис в США, а также последующие снижения ставки рефинансирования Федеральной резервной системой вызвали существенное падение в цене как доллара, так и всех деноминированных в этой валюте активов. Эффект был усилен запретом властей США на покупку альтернативных американских активов. Соответственно, в поисках лучших инвестиционных возможностей мировой капитал хлынул на рынки стран с переходными экономиками, увеличивая интерес к инфраструктуре этих стран.

Если в 2007 г. существенную долю свободного капитала поглотили IPO компаний из стран BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай), составившие почти половину всемирного рынка первичных размещений, то теперь наступает время иных классов активов. Причина проста. В условиях волатильности и рискованности корпоративных и ипотечных бумаг в мире вдруг стало нечего покупать.

Привлекательными классами активов, которые являются «чем-то понятным для инвесторов и приносящими хороший доход», согласно недавнему отчету исследовательского центра Create являются недвижимость, инфраструктура и прямые инвестиции. При этом инфраструктура стоит на одном из первых мест по привлекательности, поскольку позволяет делать долгосрочные вложения и при этом получать стабильные и хорошо предсказуемые «дивидендные» отчисления. Create приходит к выводу, что за последние три года около 40% менеджеров фондов диверсифицировали свои портфели в долгосрочные, в том числе инфраструктурные, инструменты. Подобные настроения будут популярны, видимо, еще долго, учитывая современную нестабильную ситуацию на мировом финансовом рынке. Например, Macquarie Group недавно сообщила о создании совместно с «Ренессанс капиталом» специального инфраструктурного фонда прямых инвестиций в России, что в принципе соответствует комментариям главы Macquarie Group по Европе Джима Крейга относительно стратегии группы в целом, анонсированным в интервью Financial Times. При этом под инфраструктурой Крейг понимает такие ключевые характеристики актива, как служебная роль актива по отношению к обществу, защита от конкуренции и стабильный, предсказуемый поток дивидендов в долгосрочной перспективе.

Россия с ее устаревшей инфраструктурой, все время увеличивающимися государственными и частными расходами на ее содержание и обновление, растущим суверенным рейтингом и бюджетным профицитом, быстро развивающимся законодательством в области государственно-частного партнерства и инфраструктуры просто «дверь в лето» для шокированного международного капитала. Macquarie и «Ренессанс капитал», Deutsche Bank, «Тройка диалог», UFG Asset Management, «Ренессанс управление инвестициями» уже сформировали, анонсировали либо обсуждают возможности создания инфраструктурных фондов. Оптимизма добавляют и обещания о привлечении до $1 трлн в российскую инфраструктуру до 2020 г., и прогнозы Министерства транспорта на ноябрьской встрече в Лондоне при участии ВЭБа о необходимости инвестировать $600 млрд в транспортную инфраструктуру к 2015 г. с 50%-ным государственным участием.

Как недавно отмечал в докладе на форуме по транспортным инвестициям IJ Transport Investment Forum 2008 глава инфраструктурного подразделения Credit Suisse Маркус Пресди, объем средств в инфраструктурных фондах достиг на сегодняшний день весьма серьезных объемов: по некоторым оценкам, до $300 млрд.

Таким образом, основной задачей для России в ближайшем будущем будет создание механизмов профессиональной правовой, финансовой и административной поддержки инвестиций в национальную инфраструктуру. Первые шаги в этом направлении уже делаются: приняты законы о концессиях, о морских портах, о платных дорогах, поправки в закон об инвестиционных фондах, утверждены на финансирование инвестфондом несколько первых проектов. Более того, уже начаты процедуры конкурсов по нескольким проектам и подготовка соответствующих объектов государством. От того, насколько гладко и успешно будут проведены первые тендеры, во многом зависит и объем частных инвестиций в российскую инфраструктуру, в том числе и со стороны крупных игроков международных финансовых рынков.