Тулеев нашел деньги

Кемеровский губернатор Аман Тулеев собирает средства на нацпроекты у крупного местного бизнеса. В других регионах чиновники пока скромнее

Кемеровские чиновники придумали способ увеличения финансирования нацпроектов. «Участвовать в нацпроектах приглашают крупный бизнес региона», – говорит пресс-секретарь губернатора Сергей Черемнов. Выделение средств предусматривается соглашениями о социально-экономическом сотрудничестве с администрацией области, которые подписывают компании раз в год. Это обязательство, говорит Черемнов, уже взяли на себя несколько десятков крупных компаний – «Кузбассразрезуголь», «Белон» и холдинг СДС.

СДС обязался вложить в нацпроекты 313 млн руб., говорит Черемнов. Затраты «Белона» на нацпроекты превысят 35 млн руб. Еще почти 40 млн руб. компания направляет на финансирование региональных соцпрограмм – празднование Дня шахтера, поставку благотворительного угля области, говорит пресс-секретарь «Белона» Галина Фирсова. СУЭК обязалась потратить 94 млн руб. на нацпроекты и 119 млн руб. – на поддержку областных соцпрограмм, «Мечел» – 92 млн руб. и 62 млн руб. соответственно. Из крупных компаний, работающих в Кузбассе, в соглашениях не участвует только «Евраз».

Примерные суммы участия бизнеса в нацпроектах прописываются в приложении к бюджету области, затем они корректируются в ходе переговоров, рассказывает замначальника финуправления области Валентина Зеленская. «Участвовать в нацпроектах предлагается всем крупным компаниям, работающим в области», – говорит она.

Привлечение средств компаний позволило губернатору повысить расходы на нацпроекты почти вдвое – к 42,4 млрд руб. из бюджета прибавлено 44,6 млрд руб. от бизнеса. Каждый месяц бизнесмены отчитываются перед администрацией, представляя платежные поручения и счета-фактуры, подтверждающие освоение средств, добавляет Зеленская.

В шести соседних регионах такой практики нет. В Алтайском крае бизнесмены участвуют в проектах по своей инициативе, говорит председатель комитета заксобрания Юрий Шамков, алтайские бизнесмены участвуют в образовательных и здравоохранительных проектах только по собственной инициативе.

Во многих регионах компании вынуждены тратить на социалку, но это региональные программы – строительство ледовых дворцов, содержание лагерей, баз отдыха. Единственное найденное «Ведомостями» исключение – Краснодарский край. Там по инициативе обладминистрации компании скидываются на нацпроект «Образование»; две компании в сумме дадут в 2008 г. около 1,8 млрд руб., говорит замруководителя департамента образования Николай Байрачный.