Глобалист: Не время для конформизма


Ожидания оттепели в результате смены президента страны понятны – здравицы в адрес Владимира Путина на фоне прессинга в деловой и политической сфере начинают доставать даже сторонников власти, а имидж Дмитрия Медведева явно приятнее образа его предшественника.

Но нельзя засовывать голову в песок и покорно ждать, что оттепель придет сама. Сегодняшний политический режим на развилке. Он не сформировал устойчивой основы для развития России, зато предпосылок для кризиса сколько угодно. Сейчас об этом то и дело слышишь в программных речах власти – то про господство правового нигилизма, то про деградирующие дороги, то про действия чиновников всех уровней в отношении бизнеса как «просто ужас» (цитата из выступления Путина 8 февраля).

На повестке дня и ухудшение экономической ситуации, и двоевластие, и наступление усталости от заклинаний о том, как стало хорошо при Путине, переход к трезвой оценке власти обществом и, как неизбежное следствие, падение популярности режима. В таких условиях велик риск, что умеренный авторитаризм – по словам обозревателя Financial Times Мартина Вулфа, «протофашизм» (см. «Холодный мир», «Ведомости» от 14.02.2008) – при кризисном развитии событий быстро может превратиться в жесткий репрессивный режим. Вариантов у власти немного: или либерализация, или ужесточение репрессий для удержания контроля над страной.

Для того чтобы не допустить худшего сценария и подтолкнуть власти к либерализации политико-экономической системы страны, мы не должны молчать. Нужно громко потребовать от власти реальных шагов в сторону свободы. Молчание будет расценено как слабость.

Именно для этого мы с Борисом Немцовым опубликовали доклад «Путин. Итоги» – первую в России попытку комплексно оценить путинское политическое наследие. Доклад открывает новый жанр для современной России – это именно политический, а не абстрактный экспертный анализ, хотя он построен на серьезной аналитической базе вместо демагогических штампов про «лихие 1990-е» и «путинскую стабильность». Наша оценка путинских итогов политически окрашена, но иначе и не может быть, ведь у нас мировоззренческие разногласия с Путиным. Он – лидер византийского типа, мы – политики европейской ориентации. Экспертной отстраненности и искусственных попыток найти позитив в путинском правлении «ради сбалансированности анализа» вы здесь не увидите. К тому же в позитиве у Путина немногое – в основном экономические успехи и рост ВВП (что, как отметил Мартин Вулф и пишем мы, не его заслуга).

Мы рассчитываем, что доклад поможет начать широкую политическую дискуссию о настоящих итогах правления Путина и дальнейших путях развития России. Чем более активными участниками этой дискуссии и чем меньшими конформистами мы будем, тем больше шансов, что мы вынудим власть сменить курс.