Oт редакции: Старая песня


На первый взгляд в последнее время в общении с внешним миром Россия стала более агрессивной. Мир все «сложнее и жестче», считает Владимир Путин: под лозунгами свободы уничтожается суверенитет, Россию втягивают в затратную конфронтацию и новую гонку вооружений. И вообще, чего вы нас демократии учите, жену лучше учите щи варить. В большинстве западных стран это вызывает дружную и однозначно негативную реакцию. В ближайшее время мы еще не раз услышим и об «опасной России», и о «протофашизме».

Но на самом деле внешняя политика, которая выражается в тезисе «Мир многополярен, Россия – великая держава и влиятельный участник всех глобальных процессов», была сформулирована в начале 1990-х гг. и с тех пор не менялась. Борис Ельцин позволял себе еще более резкие заявления, чем Путин. Хрестоматийный пример – жесткие угрозы США в 1999 г. в Пекине: «Клинтон позволил себе надавить на Россию. Он, видимо, на несколько секунд забыл, что такое Россия. Она владеет полным арсеналом ядерного оружия <...> пусть он не забывается, в каком мире он живет».

Разница заключается в весе и возможностях России в 90-е гг. и сейчас. Тогда задиристые заявления российской стороны не вызывали ничего, кроме недоумения, сейчас – недоумение и беспокойство. Дмитрий Медведев дал понять, что во внешнеполитической риторике в ближайшем будущем ничего не изменится. «Набирающая силу Россия у многих вызывает раздражение, вот и торопятся некоторые господа приклеить нам ярлык», – заявил он в интервью «Итогам». У нас особое положение в мире, и мы продолжим высказывать свое мнение по любым вопросам, которые сочтем нужными, потому что, «когда безропотно сносишь любой нажим, с тобой перестают считаться». Никаким энергетическим шантажом мы не занимаемся, а в Британском совете сидят разведчики и т. д. Некоторые иностранные политики, особенно из стран, недавно вошедших в ЕС, призывают к объединению западных сил и, по сути, к политике сдерживания по отношению к России (см. статью премьер-министра Дональда Туска, «Ведомости» от 19.02.2008). Пока такой политики нет и скорее всего не будет. Но в борьбе за влияние в СНГ и по немногим другим критически важным для России вопросам обе стороны будут использовать любой повод, чтобы испортить друг другу настроение.