В поиске концессионера

Власти Саратовской области составили список объектов, которые готовы предоставить инвесторам в концессию. Несмотря на привлекательность предложенных условий, эксперты отмечают, что в России эта схема пока не работает
В.Баранов

Руководство Саратовской области опубликовало перечень объектов, которые могут быть переданы в управление частным компаниям на условиях концессионного соглашения. В список вошли 233 объекта, в том числе коммунальной инфраструктуры, объекты незавершенного строительства, автодороги и мосты, рассказал министр инвестиций области Кирилл Семенов.

В частности, область готова передать в концессию два прибыльных ФГУПа – «Автовокзал» и «Саратовское железнодорожное предприятие» (чистая прибыль предприятий в 2006 г. – 1,8 млн руб. и 2,3 млн руб. соответственно, «СПАРК-Интерфакс»). Также власти предлагают для реконструкции и модернизации два автомобильных моста – Саратов – Энгельс (протяженность – 3,133 км) и мостовой переход через Волгу у с. Пристанное (12,76 км), две автодороги в объезд Саратова и Энгельса (31,9 км) и дорогу Энгельс – Ершов – Озинки (29,5 км). Оценить инвестиции в объекты Семенов затруднился, сказав, что это задача инвестора.

По оценке ИК «Антанта пиоглобал», стоимость реконструкции 1 км дороги или моста в России – $1–3 млн. Предлагаемые в концессию дороги – одни из самых массовых в области с выездом на федеральные трассы, подчеркнул Семенов.

В соответствии с законом «О дорожном движении» их можно сделать платными, а инвестиции в такие дороги окупаются за 10–15 лет, сказал Верхоланцев.

К инициативе саратовского правительства уже проявили интерес ряд частных компаний, сказал Семенов, отказавшись их назвать.

Руководитель дирекции по России и СНГ европейской строительной компании Strabag Александр Ортенберг сообщил, что 15 лет окупаемости автодороги – максимум, на который его компания может согласиться.

Директор по инвестициям московской УК «Лидер» Сергей Кербер сообщил, что сейчас ведет предварительные консультации с правительством области на предмет сотрудничества по концессионным соглашениям. Заинтересованность в саратовских объектах высказали и в московском инвестфонде IFS.

Закон «О концессионных соглашениях» был принят Госдумой РФ в июле 2005 г. В настоящее время в России не реализован ни один из проектов. В Нижнем Новгороде, например, была попытка передачи дорожного полотна северного обхода города в концессию, но проект до сих пор в стадии рассмотрения, говорит главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин. Для развития такого вида сотрудничества необходим прецедент, чтобы знать, на что можно рассчитывать, полагает Ортенберг из Strabag. Проект концессии еще только обкатывается и регионы не готовы к такому сотрудничеству – нет даже типовых договоров, добавляет Осин.